Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Октябрьского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, поданной через суд первой инстанции 30 марта 2021 года, на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 14 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 2 марта 2021 года по административному делу N 2а-807/2020 по административному исковому заявлению администрации Октябрьского сельсовета Карасукского района Новосибирской области к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области о признании незаконными и отмене пунктов предписания.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
администрация Октябрьского сельсовета Карасукского района Новосибирской области обратилась в Карасукский районный суд Новосибирской области с административным иском к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области о признании незаконными и отмене пунктов 1-5 и 12 предписания от 15 июля 2020 года N 12/1/1.
В обоснование требований указала, что 15 июля 2020 года государственными инспекторами Карасукского района Новосибирской области по пожарному надзору ФИО5, ФИО6, ФИО7 было вынесено предписание администрации Октябрьского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, с которым администрация частично не согласна, поскольку не должна выполнять требования, указанные в пункте 1-5 предписания, так как в силу пункта 2 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности" обязан обеспечивать надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности. С учетом изложенного администрация не может являться субъектом проверки по пунктам 1-5 оспариваемого предписания.
Кроме того, требования пункта 12 предписания по установлению соответствующих указателей у пожарных гидрантов должны быть отнесены к компетенции руководителя организации, в ведении которой находятся гидранты.
Решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 14 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 2 марта 2021 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе администрация Октябрьского сельсовета Карасукского района Новосибирской области ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, указывая на нарушение судами норм материального права.
Заявитель считает, что АО "Калачинское", являясь гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения в границах Октябрьского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, владеет хозяйственно-питьевыми водопроводами, совмещёнными с противопожарными водопроводами, и в силу пункта 55 Правил противопожарного режима, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, обязана содержать указанный объект в надлежащем состоянии, а также обеспечивать обозначение указателей с чётко нанесёнными цифрами расстояния до местоположения пожарных гидрантов.
Полагает, что суды обеих инстанций возложили на орган местного самоуправления обязанность по содержанию объектов, принадлежащих частным лицам, которые являются самостоятельными субъектами ответственности, что делает неисполнимым решение для органа местного самоуправления. Утверждает, что само по себе возложение полномочий по обеспечению пожарной безопасности Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ и от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ на органы местного самоуправления не может автоматически трактоваться как предопределяющие всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что 3 июня 2019 года административному истцу административным ответчиком было выдано предписание N 37/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, по которому в срок до 1 июня 2020 года истец был обязан согласно пунктам 1-5 предписания обеспечить размещение пожарных гидрантов в населенных пунктах п. Октябрьское (население 1014 чел.), с. Анисимовка (население 164 чел.), с. Калачи (население 256 чел.), д. Новоивановка (население 263 чел.), д. Павловка (население 304 чел.) в соответствии их нормативными радиусами обслуживания зданий, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 12 предписания административный истец обязан у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
На основании распоряжения от 2 июля 2020 года N 12 административным ответчиком в отношении администрации Октябрьского сельсовета Карасукского района Новосибирской области была назначена проверка с целью контроля за исполнением предписания 37/1/1 от 3 июня 2019 года.
По результатам проверки установлено, что требования предписания 37/1/1 от 3 июня 2019 года административным истцом не исполнены, поскольку были выявлены аналогичные нарушения требований пожарной безопасности, и выдано предписание N 12/1/1 об устранении нарушений, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, установлен новый срок для исполнения требований.
Постановлением от 28 июля 2020 года администрация Октябрьского сельсовета Карасукского района Новосибирской области была привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также установлено, что на территории Октябрьского сельсовета Карасукского района в населенных пунктах, указанных в предписании (пункты 1-5, 12), имеющиеся водопроводные сети не принадлежат Октябрьскому сельскому совету Карасукского района Новосибирской области. Все села имеют население менее 5 000 человек, то есть в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения в них могут быть водные объекты, используемые для целей пожаротушения, в соответствии с законодательством Российской Федерации при этом должен быть обеспечен нормативный радиус. В указанных населенных пунктах установлено отсутствие табличек, обозначающих гидранты, отсутствие части гидрантов, их неисправность, смещение гидрантов, то есть невозможность получения доступа к воде с перечислением адресов их расположения.
Разрешая заявленные по существу требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности, в том числе надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, на территории сельского поселения в силу закона является исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, независимо от факта нахождения или не нахождения водопроводных сетей, пожарных гидрантов на балансе ответственной организации или органа местного самоуправления, и именно на нем лежит обязанность по обеспечению размещения пожарных гидрантов в соответствии их нормативными радиусами обслуживания зданий, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 5 Устава Октябрьского сельсовета Карасукского района Новосибирской области к вопросам местного значения, входящих в компетенцию администрации Октябрьского сельсовета, отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Устава Октябрьский сельсовет состоит из объединенных общей территорией следующих населенных пунктов: село Октябрьское, село Калачи, село Анисимовка, деревня Павловка, деревня Новоивановка, аул Токпан.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом" жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, ФЗ (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
В соответствии с пунктом 4.1. "Свода правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 (СП 8.13130.2009) наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В соответствии с пунктом 8.6. СП 8.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2, 5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.
Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний пункта 8.4 и принятием мер против замерзания воды в них.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в пункте 9.11 по дорогам с твердым покрытием.
Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220. На сети водопровода населенных пунктов с числом жителей до 500 чел. вместо гидрантов допускается устанавливать стояки диаметром 80 мм с пожарными кранами.
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В силу СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178, расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно пункту 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пунктом 9.11 предусмотрено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований пункта 9.9 настоящего Свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
С учетом приведенного правового регулирования в области пожарной безопасности и установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным пунктов предписания, правомерно исходили из наличия установленной законом обязанности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, и установленного факта неисполнения данной обязанности администрацией Октябрьского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами, и являлось основанием для вынесения оспариваемого представления административным ответчиком.
Судебная коллегия находит указанные выводы нижестоящих судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, полагает, что выводы нижестоящих судов основаны на нормах действующего законодательства.
В целом, доводы, изложенные в настоящей жалобе, полностью повторяют доводы административного истца, положенные в обоснование административного иска, а также доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Данные доводы являлись предметом изучения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Содержание жалобы, по сути, направлено на переоценку представленных доказательств и установленных судами обстоятельств по делу. Однако суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено; выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела; предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 14 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 2 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 июня 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.