Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Зайцевой Е.Н, Уфимцевой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2975/2020 по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации об обязании организовать проведение кадастровых работ
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Советского районного суда города Улан-Удэ от 8 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 29 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации об обязании организовать проведение кадастровых работ.
Требования мотивировал тем, что на земельном участке с кадастровым N, расположенного по "адрес" располагаются казарменно-жилищный фонд, воинские части, полигон войсковой части "данные изъяты" и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность Министерства обороны РФ. Участок поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" на основании дополнительного перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N, утвержденного Городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Улан-Удэ 19 декабря 2003 г, имеет статус "ранее учтенный".
Проверкой выявлено, что граница участка не установлена, отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, о согласовании границ. Перечисленные нарушения требований земельного законодательства, допущенные должностными лицами ФГКУ "СибТУИО" Министерства обороны РФ, могут привести к незаконному захвату части земельного участка третьими лицами.
Просил обязать ответчика организовать проведение кадастровых работ в 2021 г. в отношении земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес", в том числе, путем заключения государственного контракта с уполномоченным органом.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 8 декабря 2020 г. исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации удовлетворены. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность на основании ранее направленных ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации документов, необходимых для проведения кадастровых работ, организовать проведение в 2021 г. кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес", в том числе, путем заключения государственного контракта с уполномоченным органом.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 29 марта 2021 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных.
Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона принесены возражения на кассационную жалобу.
Прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохина М.В. просила обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу положений части 4 статьи 8 указанного Федерального закона к основным характеристикам объекта недвижимости отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственником земельного участка с кадастровым N по "адрес", является Российская Федерация. Земельный участок поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" на основании дополнительного перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N, утвержденного Городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Улан-Удэ 19 декабря 2003 г, имеет статус "ранее учтенный".
Земельный участок передан с баланса ФГУ "Улан-Удэнская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации в пользование ФГКУ "СибТУИО" Министерства обороны РФ.
Проверкой выявлено, что на указанном земельном участке располагаются казарменно-жилищный фонд, воинские части, полигон войсковой части N "Дивизионный" и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность Министерства обороны РФ.
Собственником в лице ФГКУ "СибТУИО" Министерства обороны РФ граница земельного участка не установлена, отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, о согласовании границ. Указанные нарушения привели к 16 фактам незаконного занятия гражданами части указанного земельного участка.
Установив, что до настоящего времени кадастровые работы в отношении спорного земельного участка не проведены, хотя ФГКУ "СибТУИО" Министерства обороны РФ в Департамент имущественных отношений Минобороны России направлялась техническая документация на земельный участок с кадастровым N, необходимая для проведения кадастровых (межевых) работ, неисполнение должностными лицами Министерства обороны РФ требований земельного законодательства привело к незаконному захвату третьими лицами земель Министерства обороны РФ, возведению на них самовольных построек непосредственно в границах запретных зон объектов обороны и нарушению функционирования военных объектов обороны, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона и возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность организовать проведение в 2021 г. кадастровых (межевых) работ в отношении указанного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по организации проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым N, несостоятельны.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым N, принадлежащий Российской Федерации поставлен на государственный кадастровый учет на основании дополнительного перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N, утвержденного Городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Улан-Удэ 19 декабря 2003 г, имеет статус "ранее учтенный", границы земельного участка не установлены, сведения о местоположении характерных точек границ земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Проверкой, проведенной военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона выявлено 16 фактов самовольного занятия гражданами частей вышеуказанного земельного участка, в отсутствие каких-либо правоустанавливающих документов. На земельных участках гражданами возведены самовольные постройки (дома, бани, теплицы и т.д.) в границах запретных зон объектов обороны (воинских частей, полигонов), земельные участки огорожены. За самовольное занятие части земельного участка граждане привлечены к административной ответственности.
Действуя как собственник, с разумной степенью добросовестности, ответчик должен был принять меры к недопущению самовольного занятия гражданами части земельного участка, переданного в бессрочное пользование ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что отсутствие границ вышеуказанного земельного участка ведет к незаконному захвату гражданами земель Министерства обороны Российской Федерации и может привести к уменьшению его площади, суды пришли к правильному выводу о необходимости проведения кадастровых работ в отношении спорного земельного участка, возложив обязанность по их проведению на Министерство обороны Российской Федерации, поскольку иных землепользователей, кроме Министерства обороны Российской Федерации и подконтрольных ему учреждений, земельный участок не имеет.
Ссылка кассатора на то, что представитель Министерства обороны Российской Федерации не был уведомлен о проведении проверки прокурором, основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений не является.
Действия уполномоченных лиц по проведению проверки могли быть обжалованы ответчиком в самостоятельном порядке, доказательств того, что указанные действия по проведению проверки признаны незаконными, в материалах дела не имеется.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судом доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Улан-Удэ от 8 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 29 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.