Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-487/2020, УИД 42RS0033-01-2020-000585-71 по иску Полосухина Евгения Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Полосухин Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии.
В обоснование исковых требований Полосухин Е.А. указал, что решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области от 22 января 2020 г. ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж по Списку N 2 не включён период его работы с 10 мая 1984 г. по 13 ноября 1995 г. инструментальщиком-ножеточником на Деревообрабатывающем комбинате комбината Кузбассшахтострой.
Он в спорный период работал в инструментальном цехе, но числился в столярном цехе. Работая ножеточником, пилоточем, он был задействован в технологическом процессе, в его обязанности входило: точка, шлифовка металлических изделий, пил, инструментов, ножей, фрез абразивными кругами сухим способом, а также с использованием станков, на которых заточка производилась алмазными кругами. За работу во вредных условиях труда ему давали молоко и предоставлялся дополнительный отпуск.
Полосухин Е.А. просил суд признать решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области N от 22 января 2020 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы в Деревообрабатывающем комбинате комбината Кузбассшахтострой с 10 мая 1984 г. по 10 июня 1984 г. в должности инструментальщика-ножеточника, 10 июня 1984 г. по 13 ноября 1995 г. в должности пилоточа; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 ноября 2019 г.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 25 ноября 2020 г. (с учётом определения от 4 декабря 2020 г. об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 апреля 2021 г, исковые требования Полосухина Е.А. к УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии удовлетворены.
Признано незаконным решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области N от 22 января 2020 г. об отказе Полосухину Е.А. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области обязано включить в специальный стаж Полосухина Е.А. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 10 мая 1984 г. по 9 июня 1984 г. в должности инструментальщика ножеточника, с 10 июня 1984 г. по 13 ноября 1995 г. в должности пилоточа в Прокопьевском Деревообделочном комбинате комбината Кузбассшахтострой и назначить Полосухину Е.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 ноября 2019 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области просит отменить решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 апреля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, 11 ноября 2019 г. Полосухин Е.А. обратился, в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) N от 22 января 2020 г. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Полосухину Е.А. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа (требуется не менее 7 лет 6 месяцев, специальный стаж по Списку N 2 отсутствует).
В специальный стаж истца по Списку N 2 не включены периоды работы с 10 мая 1984 г. по 13 ноября 1995 г. инструментальщиком-ножеточником в Деревообделочном комбинате (ДОК), так как Списком N 2 от 22 августа 1956 г. N1173 и Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10 указанная профессия не предусмотрена.
На основании Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 515п от 28 июля 2020 г. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), о чём внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Согласно записям, содержащимся в трудовой книжке истец Полосухин Е.А. 10 мая 1984 г. принят инструментальщиком 5 разряда в столярный цех Прокопьевского деревообделочного комбината "Кузбассшахтострой"; 10 июня 1984 г. переведён пилоточем 5 разряда; уволен 13 ноября 1995 г.
Из архивной справки от 20 февраля 2020 г. N, выданной архивным отделом администрации города Прокопьевска следует, что в архивных документах Прокопьевского деревообделочного комбината (ДОК), переданных на хранение в архивный отдел администрации г. Прокопьевска, в личных карточках за 1995 год значится, что Полосухин Е.А. работал с 10 мая 1984 г. по 13 ноября 1995 г. в столярном цехе инструментальщиком ножеточником 5 разряда (основание - личная карточка).
Согласно личной карточке формы Т-2 Полосухин Е.А. работал в Прокопьевском ДОК: с 10 мая 1984 г. в столярном цехе - инструментальщиком-ножеточником 5 разряда; уволен 13 ноября 1995 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, в том числе заключение государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Кузбасса N от 9 октября 2020 г, пришёл к выводу, что характер и условия труда Полосухина Е.А. в периоды работы в Прокопьевском деревообделочном комбинате комбината "Кузбассшахтострой" с 10 мая 1984 г..по 10 июня 1984 г..в качестве инструментальщика-ножеточника, с 10 июня 1984 г..по 13 ноября 1995 г..в качестве пилоточа на условиях полного рабочего дня подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как в спорные периоды работа истца соответствовала деятельности в должности рабочего, занятого на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом, работа, в которой даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённого Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г..N 1173 раздел XV.
Металлообработка, подраздел 10. "Прочие профессии металлообработки", п. "а" (Рабочие на обдирке, точке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом) за период до 1 января 1992 г, а также по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, разделу XIV. Металлообработка, подразделу 12. "Прочие профессии металлообработки", п. "а" код: 2151200а-1753а (Рабочие, занятые на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом).
Установив, что спорный период работы истца Полосухина Е.А. с 10 мая 1984 г. по 13 ноября 1995 г. составляет 11 лет 06 месяцев 04 дня, для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при достижении мужчиной возраста 57 лет требуемый льготный стаж по Списку N 2 составляет не менее 7 лет 6 месяцев, возраста 57 лет истец достиг 8 июля 2019 г, суд первой инстанции пришёл к выводу, что на дату обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)- 11 ноября 2019 г. специальный стаж истца составил более 07 лет 06 месяцев, требуемых для установления досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) N от 2 января 2020 г. об отказе в установлении Полосухину Е.А. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и обязал ответчика включить спорный период работы в специальный стаж истца и установить Полосухину Е.А. досрочную страховую пенсию с 11 ноября 2019 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам. Требуемая величина ИПК для назначения страховой пенсии по старости в 2019 году составляет не менее 16, 2 баллов.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Данные периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшем при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г. N 10);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173) - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила N 516).
В силу пункта 4 Правил N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 5).
Согласно части 1, части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункту 4 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) трудовой книжкой, другими документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 4 раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н, в тех случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определённых способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определённом месте (местности) или структурном подразделении и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определённой профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Принимая обжалуемое решение о включении спорных периодов работы истца Полосухина Е.А. в Прокопьевском деревообделочном комбинате комбината "Кузбассшахтострой" с 10 мая 1984 г. по 10 июня 1984 г. в качестве инструментальщика-ножеточника, с 10 июня 1984 г. по 13 ноября 1995 г. в качестве пилоточа в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" суд первой инстанции правильно применил вышеприведённые нормы материального права, регулирующие порядок назначения досрочных страховых пенсий, установив юридически значимые по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, в том числе заключение государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Кузбасса N от 9 октября 2020 г, исходил из того, что характер работы и условий труда Полосухина Е.А. в спорные периоды работы соответствуют характеру работ и условиям труда в должности рабочего, занятого на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом, работа, в которой даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173, а также в должности рабочего, занятого на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом по Списку N 2 от 26 января 1991 г. N 10.
Подробный анализ доказательств, результаты оценки доказательств отражены судами в решении и апелляционном определении в полном соответствии с требованиями процессуального закона.
Исходя из предмета спора и основания заявленного Полосухина Е.А. иска, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно назначил экспертизу условий труда, из заключения которой следует, что характер и условия труда Полосухина Е.А. в спорные периоды работы в Прокопьевском деревообделочном комбинате комбината Кузбассшахтострой" с 10 мая 1984 г. по 10 июня 1984 г. в качестве инструментальщика-ножеточника, с 10 июня 1984 г. по 13 ноября 1995 г. в качестве пилоточа, соответствуют характеру работ и условиям труда профессии, предусмотренной Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 разделу XV. Металлообработка, подразделу 10. "Прочие профессии металлообработки", п. "а" (Рабочие на обдирке, точке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом), а также профессии, предусмотренной Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, разделу XIV. Металлообработка, подразделу 12. "Прочие профессии металлообработки", п. "а" код: 2151200а- 1753а (Рабочие, занятые на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом) (периоды до 1 января 1992 г.).
Суд, оценив заключение экспертизы условий труда, пришёл к правомерному выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта, поскольку они согласуются с обстоятельствами дела и иными доказательствами по делу, признал данное экспертное заключение надлежащим доказательством по делу.
Доводы кассационной жалобы ответчика выводов судов не опровергают.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда и апелляционного определения, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильных судебных постановлений, судами не допущено.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применён судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделён в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.