N 88-10996/2021
г. Кемерово 21 июня 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Латушкиной С.Б, рассмотрел гражданское дело N 2-915/2020 (УИД: 22MS0077-01-2020-001548-80) по иску прокурора Тогульского района Алтайского края в интересах Сысоевой Елены Михайловны к краевому государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам" о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения, по кассационным жалобам Краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам", Министерства социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 21 октября 2020 г. и апелляционное определение Кытмановского районного суда Алтайского края от 5 апреля 2021 г.
установил:
Прокурор Тогульского района Алтайского края обратился с исковым заявлением в интересах Сысоевой Елены Михайловны (далее - Сысоева Е.М.) к краевому государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам" (далее - КГКУ "УСЗН по Кытмановскому и Тогульскому районам") о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в сумме 6240 рублей.
В обоснование иска прокурор Тогульского района Алтайского края указал, что прокуратурой Тогульского района была проведена проверка по обращению Сысоевой Е.М. о нарушении законодательства при предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, связанных с возмещением расходов понесённых истицей на оплату жилого помещения, отопления и освещения, размер которого устанавливается в твёрдой денежной сумме. Сысоева Е.М. пользуется льготами как педагогический работник, проживающий в сельской местности. До 13 мая 2019 года она была зарегистрирована по адресу "адрес", работала в детском саду "Ромашка" - структурном подразделении МБОУ "Антипинская СОШ" воспитателем, получала ежемесячную денежную компенсацию. После указанной даты сменила место регистрации на "адрес", продолжая работать в той же должности. О смене адреса регистрации Сысоева Е.М. не сообщила в Управление социальной защиты по Кытмановскому и Тогульскому районам, продолжила получать ежемесячную денежную компенсацию.
В июне 2020 года истец получила письмо от ответчика от 22 мая 2020 г. N, в котором указывалось о том, что суммы ежемесячной денежной компенсации за период с 1 июня 2019 г. по 31 марта 2020 г. будут удержаны с неё в счёт будущей компенсации в связи с нарушением ею пункта 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края, утверждённых Постановлением Правительства Алтайского края N 103 от 30 марта 2017 г. (далее по тексту - Правила), выразившемся в несообщении о смене места регистрации.
За период с июня 2020 года по сентябрь 2020 года в результате незаконных удержаний Сысоева Е.М. не получила компенсацию на сумму в размере 6240 руб, которую в её пользу просил взыскать прокурор.
В последующем прокурор Тогульского района уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика в пользу Сысоевой Е.М. незаконно удержанные денежные средства за период с июня по сентябрь 2020 года включительно в размере 8320 рублей за счет средств краевого бюджета.
Решением мирового судьи судебного участка Кытмановского района от 21 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Кытмановского районного суда Алтайского края от 5 апреля 2021 г, исковые требования с учётом их уточнения были удовлетворены в полном объёме, с КГКУ "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам" в пользу Сысоевой Е.М. взыскана сумма незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации за период с июня по сентябрь 2020 года в размере 8320 рублей.
В кассационных жалобах КГКУ "УСЗН по Кытмановскому и Тогульскому районам", третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты Алтайского края ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 21 октября 2020 г. и апелляционного определения Кытмановского районного суда Алтайского края от 5 апреля 2021 г, как незаконных.
Относительно доводов кассационных жалоб письменных возражений не принесено.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Сысоева Е.М. является педагогическим работником воспитателем детского сада "Ромашка" - структурного подразделения МБОУ "Антипинская СОШ" Тогульского района Алтайского края, проживала и работала в сельской местности, получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения по адресу: "адрес"
13 мая 2019 г. Сысоева Е.М, продолжая выполнять трудовую функцию в должности воспитателя детского сада "Ромашка" - структурного подразделения МБОУ "Антипинская СОШ" Тогульского района Алтайского края, в снялась с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрировалась по месту жительства по адресу: "адрес", т.е. сменила место жительства в пределах одного и того же населённого пункта.
О смене регистрации Сысоева Е.М. не сообщила в КГКУ "УСЗН по Кытмановскому и Тогульскому районам", продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию.
Разрешая спор по существу, мировой судья, руководствуясь положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 1, 2 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", пунктов 5, 25, 31 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103, пришёл к выводу о том, что спорная сумма подлежит взысканию с ответчика за счёт средств бюджета Алтайского края, поскольку изменение места жительства Сысоевой Е.М. в пределах одного муниципального района не повлекло утраты права на получение компенсации.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами мирового судьи, указал, что изменение места жительства истца не повлекло утраты ею права на получение компенсации или изменение условий её предоставления, поскольку не наступили обстоятельства, перечисленные в пункте 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (поселках городского типа) Алтайского края. Сысоева Е.М. не утратила статуса педагогического работника, проживающего в сельской местности, перемена ею места жительства не повлекла за собой перемену места работы или смену органа социальной защиты населения, осуществляющего компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, т.е. не повлекла никаких юридических последствий.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационных жалоб не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 56-О указано, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на её сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.
При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа)" установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации.
Этим же Постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) (далее - Правила предоставления компенсации расходов).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил предоставления компенсации расходов определён порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на её получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на её получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа)" (далее - Закон Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС).
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края, утверждённых постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103 (далее - Правила 30 марта 2017 г. N 103) компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) предоставляется, в том числе, проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края.
Согласно абзаца 1 пункта 5 вышеуказанных Правил компенсация предоставляется в твёрдой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. При совместном проживании в жилом помещении двух и более работников, имеющих право на получение компенсации, её назначение и выплата производятся каждому из них в равных долях от размера компенсации, определенного абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 6 Правил от 30 марта 2017 г. N 103 компенсация назначается краевыми государственными казёнными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведённого в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.
Пунктом 25 Правил от 30 марта 2017 г. N 103 установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий её предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.
Судебные инстанции, установив, что Сысоева Е.М. изменила место жительства в пределах одного муниципального района, являлась и является педагогическим работником муниципального дошкольного образовательного учреждения, то есть по своему статусу в спорный период являлась педагогом, работающим в сельской местности, пришли к правильному выводу о том, что оснований для удержания ежемесячной выплаты с Сысоевой Е.М. не имелось.
Адреса проживания Сысоевой Е.М. относятся к сельской местности, находящейся в пределах одного населённого пункта. Изменение места жительства, площадь жилых помещений не влияют на размер компенсации, которая выплачивается в твёрдой денежной сумме.
Суды пришли к правильному выводу, что в спорный период Сысоева Е.М. не утратила право на компенсацию, несмотря на то обстоятельство, что она своевременно не сообщила об изменении места жительства, которое также относится к сельской местности.
Доводы, приведённые в кассационных жалоба, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.
Вопреки доводам кассационных жалоб суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьёй 379.7 ГПК РФ основания для отмены оспариваемых судебных актов по доводам кассационных жалоб.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Поскольку мировым судьёй и судом апелляционной инстанции материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 21 октября 2020 г. и апелляционное определение Кытмановского районного суда Алтайского края от 5 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Судья С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.