N 88-11005/2021
г. Кемерово 5 июля 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Кожевниковой Л.П, рассмотрев кассационные жалобы Министерства социальной защиты Алтайского края, краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам" на решение мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 21 октября 2020 г. и апелляционное определение Кытмановского районного суда Алтайского края от 5 апреля 2021 г.
по гражданскому делу N 22MS0077-01-2020-001549-77 (N 2-916/2020) (11-5/2021) по иску прокурора Тогульского района Алтайского края в интересах Г.М.С. к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Кытановскому району и Тогульскому районам" о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тогульского района Алтайского края обратился с исковым заявлением в интересах Г.М.С. к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Кытановскому району и Тогульскому районам" (далее- КГКУ "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам") о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Решением мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 21 октября 2020 г. исковые требования с учетом уточнений удовлетворены, с КГКУ "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам" в пользу Г.М.С. взыскана сумма незаконно удержанной с нее ежемесячной денежной компенсации за период с мая по сентябрь 2020 года в размере 12 240 руб.
Апелляционным определением Кытмановского районного суда Алтайского края от 5 апреля 2021 г. решение мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 21 октября 2020 г. оставлено без изменения.
Представители Министерства социальной защиты Алтайского края, краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам" обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобами, в которых ставят вопрос об отмене решения мирового судьи и апелляционного определения ввиду допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверного толкования закона, регулирующего спорные правоотношения, считают, что Г.М.С. был нарушен установленный порядок извещения соответствующих органов об изменении места жительства, указанное нарушение являлось законным основанием для удержания выплаченной компенсации.
Относительно доводов кассационных жалоб КГКУ Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам и Министерства социальной защиты Алтайского края прокурором представлены письменные возражения.
Судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П. возбуждено производство по жалобам, жалобы Министерства социальной защиты Алтайского края, краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам" согласно ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) назначены для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает жалобы не подлежащими удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.379.7 ГПК РФ).
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении иска прокурора Тогульского района Алтайского края, действующего в интересах Г.М.С, судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Г.М.С. является педагогическим работником - воспитателем детского сада "Ромашка" - структурного подразделения муниципального бюджетного образовательного учреждения (далее-МБОУ) "Антипинская СОШ" Тогульского района Алтайского края, проживала и работала в сельской местности, получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения по адресу: "адрес".
Г.М.С. получала ежемесячную денежную компенсацию, как педагогический работник по оплате жилого помещения, отопления и освещения в порядке и размерах, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации до 20 сентября 2019 г
20 сентября 2020 г. Г.М.С. снялась с регистрационного учета по вышеупомянутому адресу и зарегистрировалась по месту жительства по адресу: "адрес", изменила место жительства в пределах одного и того же населенного пункта.
Однако об изменении регистрации она в Управление социальной защиты по Кытмановскому и Тогульскому районам в нарушение п. 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103 (далее- Правила) не сообщила и продолжила получать ежемесячную денежную компенсацию.
В мае 2020 года Г.М.С. получила письмо ответчика от 22 мая 2020 г. N, в котором указывалось о том, что суммы ежемесячной денежной компенсации за период с 1 октября 2019 г. по 31 марта 2020 г. будут удержаны с нее в счет будущей компенсации в связи с нарушением ею п.25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилогопомещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, выразившемся в несообщении о смене места регистрации.
В результате действий Г.М.С, по мнению ответчиков, за период с мая по сентябрь 2020 г. ею была незаконно получена указанная компенсация, которая и была с нее удержана.
Прокуратурой Тогульского района по обращению Г.М.С. о нарушении законодательства при предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, связанных с возмещением расходов, понесенных истцом на оплату жилого помещения, отопления иосвещения, размер которого устанавливается в твердой денежной сумме, была проведена проверка, по итогам которой, прокурор обратился с настоящим иском, просил суд с учетом уточненных исковых требований взыскать 12 240 руб. с ответчика в пользу материального истца.
Удовлетворяя исковые требования, мировой судья, исходил из того, что изменение места жительства истца не повлекло утраты ею права на компенсацию или изменение условий ее представления, поскольку не наступили обстоятельства, перечисленные в п. 25 Правил, Г.М.С. не утратила статуса педагогического работника, проживающего в сельской местности, перемена ею места жительства не повлекла за собой перемену места работы или смену органа социальной защиты населения, осуществляющего компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, то есть, не повлекла никаких юридических последствий.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что нельзя признать соответствующими закону толкование апеллянтами положений п. 25 Правил, в соответствии с которым сам по себе факт изменения места жительства является обстоятельством, влекущим утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ст. 2 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", размер компенсации определен в твердой денежной сумме, в связи с чем, он не зависит от площади занимаемого жилого помещения, количества проживающих в нем лиц и иных обстоятельств, связанных с характеристиками жилого помещения. Изменение места жительства лишь тогда создает обязанность педагогического работника сообщить в управление социальной защиты населения об этом обстоятельстве, когда влечет утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления. Г.М.С. изменила место жительства в пределах одного населенного пункта, продолжая осуществлять трудовую деятельность в качестве педагогического работника. При этом данное обстоятельство не повлекло смену учреждения, осуществляющего выплату компенсации, и не может расцениваться как основание утраты права на получение Г.М.С. мер социальной поддержки.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении иска нормы материального права применены судами правильно.
В силу положений ч.8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых, помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации".
В соответствии со ст.1 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, у осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (ч.1 ст.2 указанного Закона).
Согласно п.2 Правил, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется в том числе проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Таким образом, как правильно указали суды, для получения компенсации необходимо наличие двух условий в совокупности: педагогический работник должен проживать и работать в сельской местности.
В соответствии с п. 3 Правил, компенсация педагогическим работникам, указанным в п. 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения: по месту жительства работника или по месту пребывания работника на период пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства.
Согласно п. 5 Правил компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.
Пунктом 25 Правил установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в п.п. 2 и 3, абзаце втором п. 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.
Разрешая спор, суды правильно установили юридически значимые обстоятельства по делу, а именно соблюдение Г.М.С. совокупности необходимых для получения компенсации условий в спорный период, всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся доказательства, которым дали правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, верно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и пришли к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы кассаторов о том, что в период с 1 октября 2019 г. по 31 марта 2020 г. у Г.М.С. отсутствовало право на получение компенсации в связи с тем, что она своевременно не сообщила в орган социальной защиты населения о перемене места жительства, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно указал, что само по себе неисполнение указанной обязанности не является безусловным основанием для удержания произведенных выплат.
Судами правильно дано толкование п. 29 Правил о том, что предоставление компенсации прекращается только в случае увольнения педагогического работника с работы, перевода на должность, не дающую право на получение компенсации, изменение места жительства (пребывания), а также приобретение права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. При этом изменение места жительства, с учетом характера компенсации, связано именно с переездом из сельской местности.
Доводы кассаторов по существу повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Доводы заявителей не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судебных инстанций или опровергали выводы постановленных по делу судебных актов. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 21 октября 2020 г. и апелляционное определение Кытмановского районного суда Алтайского края от 5 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства социальной защиты Алтайского края, Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам" - без удовлетворения.
Судья Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.