Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Шефер И.А, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1652/2020, УИД 22RS0067-01-2020-001765-79 по исковому заявлению Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае к Алиеву Видади Меджид Оглы, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании излишне выплаченной суммы, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 19 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае обратилось в суд с иском к Алиеву В.М, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании излишне выплаченной суммы.
В обосновании исковых требований Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае указало, что 28 февраля 2005 г. Алиев В.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Барнаула Алтайского края (в настоящее время Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края) с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты (далее также - ЕДВ). При обращении, в числе документов, необходимых для определения права на назначение пенсии и ЕДВ, в качестве документа, удостоверяющего личность, Алиевым В.М. был предоставлен паспорт гражданина Российской Федерации серии 0103 N, выданный 8 августа 2003 г. Октябрьским РОВД г. Барнаула.
На основании указанных документов с 17 февраля 2005 г. Алиеву В.М. была назначена трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с даты обращения 28 февраля 2005 г. была назначена ЕДВ в соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с 1 сентября 2011 г. Алиеву В.М. назначена федеральная социальная доплата к пенсии (далее также - ФСД).
С 1 апреля 2018 г. Алиеву В.М. выплата пенсии приостановлена в связи с длительным неполучением.
На основании поступившей информации из УФМС России по Алтайскому краю 1 февраля 2019 г. об аннулировании у Алиева В.М. гражданства РФ и его фактическом проживании на территории Азербайджана, выплата пенсии была прекращена.
Из Заключения начальника УФМС России по Алтайскому краю об отмене решения о признании гражданином Российской Федерации В.М. Алиева от 30 ноября 2011 г. следует, что Алиев В.М. необоснованно был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии 0103 N, выданным 8 августа 2003 г. Октябрьским РОВД г. Барнаула, а также паспортом гражданина Российской Федерации серии 01 04 N, выданным 11 марта 2005 г. Октябрьским РОВД г. Барнаула, а заключение о признании Алиева В.М.о. гражданином Российской Федерации от 8 августа 2011 г. считать недействительным со дня его принятия.
Ссылаясь на приведённые обстоятельства, в силу которых Алиеву В.М.о. на протяжении 2005-2018г. необоснованно выплачивалась пенсия, ЕДВ и ФСД, истец просил взыскать солидарно с Алиева В.М.о, Главного Управления МВД России по Алтайскому краю, с Российской Федерации в лице МВД РФ выплаченные суммы: пенсии за период с 17 февраля 2005 г. по 31 марта 2018 г. в размере 485 375 руб. 84 коп, федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 1 сентября 2011 г. по 31 марта 2018 г. в размере 76 089 руб. 12 коп, ежемесячной денежной выплаты с 28 февраля 2005 г. по 31 марта 2018 г. в размере 183 036 руб. 75 коп, единовременной выплаты к пенсии в размере 5 000 руб. за период с 1 января 2017 г. по 31 января 2017 г, а всего взыскать 749 501 руб.71 коп.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 19 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 марта 2021 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 19 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 марта 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Алиев Видади Междид оглы, родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Кировабад Азербайджанской ССР.
11 марта 1978 г. Алиеву В.М. выдан паспорт гражданина СССР серии 7-ЖГ N.
8 августа 2003 г. взамен данного паспорта СССР Октябрьским РОВД г. Барнаула Алиеву В.М.о. выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии 0103 N.
По достижению 45-летнего возраста Алиев В.М.о. обратился с заявлением о замене (обмене) паспорта, в связи с чем ему 11 марта 2005 г. Октябрьским РОВД г. Барнаула выдан паспорт серии 0104 N.
С 17 февраля 2005 г. Алиеву В.М.о. назначена трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 28 февраля 2005 г. назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на основании выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом "данные изъяты" группы серия МСЭ-2004 N.
Выплата пенсии и доплат Алиеву В.М.о. была прекращена на основании поступившей информации из УФМС России по Алтайскому краю об аннулировании гражданства Российской Федерации со дня его принятия, что следует из Заключения об отмене решения по признанию гражданином Российской Федерации В.М. Алиева от 30 ноября 2011 г. В данном заключении сделан вывод о том, что обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации Алиева В.М.о. не установлено, что Алиеву не был выдан паспорт гражданина Российской Федерации в соответствии с установленной процедурой, в связи с чем заключение УФМС России по Алтайскому краю от 8 августа 2011 г. о признании Алиева Видади Меджид оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Кировабад Республики Азербайджан, гражданином Российской Федерации следует отменить и считать недействительным со дня его принятия.
Ранее заключением по материалам служебной проверки от 22 ноября 2006 г, утверждённым и.о.начальника УФМС России по Алтайскому краю паспорта серии 0103 N, 0103 N, 0105 N, оформленные Алиеву Видади Меджид оглы, Мамедовой Айгюль Абульфат кызы, Алиевой Ламан Видади кызы ОВД Октябрьского района г. Барнаула признаны выданными в нарушение установленного порядка и в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 г. N 392) подлежащими изъятию.
Установив указанные обстоятельства, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае требований о взыскании излишне выплаченных сумм, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона СССР от 19 августа 1938 г. "О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик", статей 1, 13, 49 Закона РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве РСФСР", Закона Российской Федерации от 17 июня 1993 г. N 5206-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР", статьи 6, 10, 30 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Положением "О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, статьями 11, 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 1 статьи 1102, пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчиков заявленных сумм убытков, в качестве которых Центр по выплате пенсий указал все выплаченные Алиеву В.М. в период с 17 февраля 2005 г. по 31 марта 2018 г. суммы пенсии, доплат к ней и иных социальных выплат.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что вина Алиева В.М. в выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации отсутствует, с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, признание недействительным решения УФМС России по Алтайскому краю от 8 августа 2011 г. о признании Алиева В.М. гражданином Российской Федерации само по себе не может служить основанием для взыскания с него выплаченных органом Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств без установления факта недобросовестности в действиях гражданина, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата.
Также суд первой инстанции, сославшись на положения статей 322, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу, что факт причинения имущественного вреда истцу совместными действиями ответчиков не установлен, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения ответчиков к солидарной ответственности.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит в кассационной жалобе доводы о том, что в результате необоснованного признания Алиева В.М. гражданином Российской Федерации и выдаче ему паспортов гражданина Российской Федерации отделом УФМС России по Алтайскому краю в Октябрьском районе г. Барнаула, а также в результате не сообщения Алиевым В.М. об отсутствии у него права на получении пенсии, ЕДВ и ФСД, образовалась переплата сумм пенсии, ЕДВ, ФСД и единовременной выплаты, а также указывает на несогласие с выводами суда о том, что Алиев В.М. имел право на обращение за выдачей ему паспорта гражданина Российской Федерации. Данные доводы получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и, по существу, направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного кодекса.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Разрешая спор, суд учёл, что излишне выплаченные Алиеву В.М. суммы пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты, единовременной выплаты к пенсии, федеральной социальной доплаты к пенсии в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.
Вместе с тем обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности Алиева В.М. в ходе рассмотрения дела судом не установлено. В связи с чем суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Алиева В.М. выплаченных сумм пенсии, ежемесячной денежной выплаты, единовременной выплаты к пенсии, федеральной социальной доплаты к пенсии.
Суды установили, что Алиев В.М. будучи гражданином СССР, после распада данного государства, проживая на территории Российской Федерации обратился за заменой паспорта СССР на паспорт гражданина Российской Федерации. В названный период времени такое обращение являлось распространенным, и органами миграционной службы в каждом случае проводились необходимые проверки с целью выяснения наличия оснований для признания наличия у обратившегося лица гражданства Российской Федерации и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" лица без гражданства, вправе обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Упрощённый порядок приема в гражданство Российской Федерации - приобретение гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства в порядке, не требующем соблюдения отдельных требований, установленных для приобретения гражданства Российской Федерации на общих основаниях, в зависимости от имеющихся у них жизненных обстоятельств, учитываемых государством в качестве юридически значимых.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что выдача Алиеву В.М. паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии к тому оснований, что было выявлено после предоставления паспорта, само по себе не свидетельствует о недобросовестности Алиева В.М, об умышленном предоставлении недостоверных сведений о себе при обращении в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности, что повлекло перерасход денежных средств на выплату ему пенсии.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Из данной статьи во взаимосвязи со статьёй 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идёт о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР").
Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу, вытекающему из её взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина", а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и исходя из приведённой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в момент принятия решения о назначении пенсии ответчику) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию и сути норма содержится и в части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, для возникновения у иностранных граждан права на пенсионное обеспечение на основании законодательства Российской Федерации необходим факт постоянного проживания данного лица на её территории.
Требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии, на что указывает заявитель в кассационной жалобе, не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных к тому оснований. Судебное же решение об установлении факта постоянного проживания иностранного гражданина на территории России, вступившее в законную силу, влечёт соответствующие правовые последствия для такого лица, поскольку федеральный закон связывает право иностранного гражданина на получение пенсии в Российской Федерации именно с фактом его постоянного проживания на территории России.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 сентября 2003 г. установлен факт постоянного проживания Алиева В.М. на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.
Правильно применив нормы материального права, регулирующие порядок и условия назначения пенсий, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу, что наличие гражданства и паспорта гражданина Российской Федерации само по себе не возлагает на пенсионный орган обязанность назначить пенсию по инвалидности и иные выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства, и не вызывают сомнений в законности.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильных судебных постановлений, судами не допущено.
Судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 19 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.