Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-88/2020, УИД 17RS0015-01-2020-000074-79 по исковому заявлению прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах Российской Федерации и Республики Тыва к Оюн Кара-кыс Валерьевне о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе Оюн Кара-Кыс Валерьевны на решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 8 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, поддержавшей доводы письменных возражений, полагавшей принятые судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Чеди-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с исковым заявлением к Оюн К-К.В. в интересах Российской Федерации и Республики Тыва о взыскании неосновательного обогащения.
В обосновании исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка целевого расходования субсидий, выделенных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Оюн К-К.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка с. Кочетово Тандинского района Республики Тыва, 16 января 2017 г. обратилась в администрацию муниципального района "Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва" для включения её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Чеди-Хольского района по категории "молодая семья". 4 сентября 2019 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Оюн К-К.В. выделана субсидия на улучшение жилищных условий в размере 1 220 940 руб. (из федерального бюджета выделены - 1 159 893 руб, из республиканского бюджета - 61 047 руб.), администрацией Чеди- Хольского района 29 августа 2019 г. выделена субсидия в размере 64 260 руб. из местного бюджета для строительства жилого дома по "адрес".
В ходе проверки материалов личного дела установлено, что Оюн К-К.В. на момент подачи заявления для участия федеральной целевой программе (далее - ФЦП), имеет в собственности жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", кадастровый N, о чём свидетельствуют выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушены условия предоставления субсидий.
Прокурор указывает, что Оюн К-К.В, имеющая в собственности жилое помещение, осознавая, что не соответствует требованиям Федеральной программы по категории "молодая семья", незаконно и неосновательно получила субсидию на улучшение жилищных условий.
Прокурор просил суд взыскать с ответчика Оюн К-К.В. сумму неосновательного обогащения, выделенную на строительство жилого дома, в размере 1 285 200 руб. с распределением денежных средств в следующем порядке: в пользу бюджета Российской Федерации - 1 159 893 руб, в пользу республиканского бюджета - 61 047 руб, в пользу местного бюджета - 64 260 руб.
Решением Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 8 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 февраля 2021 г, исковое заявление прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва Сендаша Ш.Н. в интересах Российской Федерации и Республики Тыва к Оюн К- К.В. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворено.
С Оюн К-К.В. взысканы в счёт неосновательного обогащения 1 159 893 руб. в доход федерального бюджета Российской Федерации, 61 047 руб. в доход бюджета Республики Тыва, 64 260 руб. в доход бюджета муниципального образования "Чеди-Хольский кожуун" Республики Тыва, а также государственная пошлина в размере 14 626 руб. в доход бюджета муниципального образования "Чеди- Хольский кожуун Республики Тыва".
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Оюн К-К.В. просит отменить решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 8 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 февраля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы помощником прокурора Республики Тыва С.Ч. Хертек принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 16 января 2017 г. Оюн К-К.В. обратилась с заявлением в администрацию Чеди-Хольского района о включении её в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, с составом семьи, состоящей из супруга Биче-оола А.Ш, детей Биче-оола С.А, Биче-оола С.А, Биче-оола Ш.А, Биче-оол Д.А, с условиями участия в мероприятиях в рамках Государственной программы ознакомлена. Дата приёма данного заявления отсутствует.
Из справки о составе семьи за N от 18 января 2016 г, N от 31 августа 2020 г. следует, что Оюн К-К.В. зарегистрирована "адрес", имеет следующий состав семьи: супруг Биче-оол А.Ш, дети Биче-оол С.А, Биче-оол С.А, Биче-оол Ш.А, Биче-оол Д.А, Биче- оол А.А.
Из сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отсутствуют сведения о правах Оюн К-К.В. на объекты недвижимого имущества.
Согласно справке председателя администрации с. Хендергинский от 18 января 2016 г. N Оюн К-К.В. не имеет собственного жилья на территории с.Ак-Тал Чеди-Хольского района Республики Тыва.
Из справки ГУП Республики Тыва "Бюро технической инвентаризации" следует, что по учётным данным архива ГУП Республики Тыва "БТИ" сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого, имущества Оюн К-К.В. не имеется.
Из трудовой книжки Оюн К-К.В, следует, что с 24 марта 2016 г. является индивидуальным предпринимателем, занимается крестьянско- фермерским хозяйством.
Из письма Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Тыва от 1 сентября 2020 г. N и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что Оюн К-К.В. с 24 марта 2016 г. зарегистрирована в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
12 сентября 2016 г. между Администрацией Хендергинского сумона Чеди-Хольского кожууна и Оюн К-К.В. заключён договор о предоставлении на условиях аренды земельного участка общей площадью 1 248 кв.м, по адресу: "адрес", с разрешённым видом использования: для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым N, сроком на 20 лет. 12 сентября 2016 г. составлен акт приёма-передачи земельного участка.
Из уведомления Администрации Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва от 23 ноября 2018 г. N видно, что по результатам рассмотрения уведомления Оюн К-К.В. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установлено о соответствии указанных в уведомлении параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке N по адресу: "адрес".
Решением жилищной комиссии по рассмотрению документов граждан и молодых семей от 2018 года Оюн К-К.В. признана нуждающейся в получении социальной выплаты для последующего участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Из протокола жилищной комиссии по рассмотрению документов граждан и молодых семей от 2018 года указано, что Оюн К-К.В. нуждается в получении социальной выплаты для последующего участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2017 годы, подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Постановлением Правительства Республики Тыва от 5 июля 2019 г. N 344 утверждён Сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва на 2014-2019 годы и на период 2020 года", предоставляемых в 2019 году из федерального и республиканского бюджетов, Оюн К-К.В. числится в качестве главы КФХ, категория "молодые семьи и молодые специалисты", объём средств социальной выплаты в размере 1 285 200 руб, из них 1 159 893 руб. из федерального бюджета, 61047 руб. из республиканского бюджета, 64 260 руб. из местного бюджета, 550 800 руб. - внебюджетные источники.
22 июля 2019 г. Оюн К-К.В. выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N на сумму 1 285 200 руб.
25 июля 2019 г. между министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и Оюн К-К.В. заключено Соглашение о взаимодействии по вопросам выполнения мероприятий в части получения и использования субсидии на строительство (приобретение) жилья на сумму 1 159 893 руб. из федерального бюджета, 61 047 руб. из республиканского бюджета.
26 июля 2019 г. между Оюн К-К.В. и ГУП Республики Тыва "Малчын" заключён договор строительного подряда для выполнения работ по строительству жилого дома по адресу: "адрес".
28 августа 2019 года между Администрацией Чеди-Хольского кожууна и Оюн К-К.В. заключено Соглашение о взаимодействии по вопросам выполнения мероприятий в части получения и использования субсидии на строительство (приобретение) жилья на сумму 64 260 руб.
Распоряжением Администрации Чеди-Хольского кожууна от 28 августа 2019 г. N выделены финансовые средства на исполнение мероприятий подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва на 2014-2019 годы и на период 2020 года", в том числе ответчику Оюн К-К.В. в размере 1 285 200 руб. из них: из федерального бюджета - 1 159 893 руб, республиканского бюджета - 61 047 руб, местного бюджета - 64 260 руб, внебюджетные источники - 550 800 руб.
Из уведомления заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва от 17 сентября 2019 г. N следует, что субсидия подлежит перечислению на расчётный счёт ГУП Республики Тыва "Малчын", открытый в Красноярском отделении N ПАО Сбербанк в полном объёме, на основании договора строительного подряда от ДД.ММ.ГГГГ
Платёжным поручением N от 29 августа 2019 г. получателю Оюн К-К.В. перечислены средства субсидии на строительство жилья в размере 64 260 руб.
Платёжным поручением N от 4 сентября 2019 г. получателю Оюн К-К.В. перечислены средства субсидии на строительство жилья в размере 1 220 940 руб.
Субсидия использована Оюн К-К.В. на оплату стоимости работ по строительству жилого дома по адресу: "адрес"
Согласно справке ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ в Чеди-Хольском районе Республике Тыва от 11 сентября 2020 г. N Оюн К-К.В. является застрахованным лицом, на которую распространяется обязательное пенсионное страхование с 2 декабря 2002 г, с 25 марта 2016 г. страховые взносы уплачены в качестве главы КФХ по 31 декабря 2019 года в полном объёме.
На момент подачи заявления для участия в Федеральной целевой программе Оюн К-К.В. имела в собственности жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", общей площадью 36, 8 кв.м, с кадастровым N, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
Удовлетворяя требования прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва, в интересах Российской Федерации и Республики Тыва, о взыскании неосновательного обогащения к Оюн К-К.В, суд первой инстанции руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение N 13 Государственной программы), Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, пришёл к выводу, что Оюн К.-К.В. не соблюдено одно из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на строительство (приобретение) жилья в рамках реализации Государственной программы - Оюн К.-К.В. не признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основанием для удовлетворения требований прокурора о взыскании с Оюн К.-К.В. неосновательного обогащения, послужили выводы суда первой инстанции об отсутствии у неё права на получение субсидии, предоставленной ей в сумме 1 285 200 руб, в том числе за счёт за счёт средств федерального бюджета в размере 1 159 893 руб, за счёт средств республиканского бюджета в размере 61 047 руб, за счёт средств местного бюджета в размере 64 260 руб.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Статьёй 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, одним из которых являются принцип эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (утратившая силу с 1 января 2018 г.) (далее - Программа).
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 3 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 17) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов (далее - региональные программы), предусматривающих: а) предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
В соответствии с пунктами 2, 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 17) социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.
Согласно пункту 4 Типового положения Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее соответственно - Программа, заявление);
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчётной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 19 Типового положения, гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением, в том числе документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (пп. "г").
В соответствии с пунктом 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; б) молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Типового положения.
В соответствии с пунктом 34 данного Типового положения право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Согласно пункту 35 указанного Типового положения под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 34 настоящего Типового положения, понимаются: а) молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района); проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации; не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; б) учащиеся последнего курса профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, заключившие соглашения с работодателем (органом местного самоуправления) о трудоустройстве в сельской местности, в которой изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе или социальной сфере по окончании указанной образовательной организации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 утратило силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.
Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243. Реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Согласно пункту 4 Типового положения (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (ред. от 6 сентября 2018 г.) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы") гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства);
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений (далее - сводный список). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, а также высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя или органом исполнительной власти г. Севастополя, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя (далее - орган местного самоуправления) по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, не являющимся ценной бумагой, по форме согласно приложению N 1 (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти) (пункт 12 Типового положения).
Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление) с приложением, в том числе документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (пп. "г" пункта 12 Типового положения).
Согласно пункту 32 указанного Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 38 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание (регистрация по месту жительства) в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом настоящего Типового положения; б) молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном
комплексе или социальной сфере; признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
В соответствии с пунктом 33 данного Типового положения право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Согласно пункту 34 указанного Типового положения под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 33 настоящего типового положения, понимаются: а) молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района); проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации; не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в границах соответствующего муниципального района (городского округа), включая административный центр муниципального образования, в котором один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; б) учащиеся последнего курса профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, заключившие соглашения с работодателем (органом местного самоуправления) о трудоустройстве в сельской местности, в которой изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе или социальной сфере по окончании указанной образовательной организации.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 31 июля 2015 г. N 370 "О комиссии по распределению субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и о внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. N 633" утверждено Положение о комиссии по распределению субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Определённые этим положением условия и порядок предоставления в Республике Тыва молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.
Таким образом, реализация гражданами права на участие в указанных программах предполагает соблюдение гражданами, выразившими намерение принять в них участие, перечисленных в этих программах условий, в том числе должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанций, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанций, пришёл к выводу, что Оюн К.-К.В. в нарушение требований Типовых положений получила субсидию в рамках реализации Государственной программы, хотя уже имела на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: "адрес", решение о признании Оюн К.-К.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Типовых положений не представлено, в связи с чем она не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно в соответствии с требованиями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации она подлежала постановке на учёт только по истечении 5 лет с момента совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий, а именно не ранее 3 ноября 2021 г.
Вместе с тем суд первой инстанции не учёл и не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что в представленных по запросу суда министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва заверенных копий документов участника мероприятий по улучшению жилищных условий, имеется заявление Оюн К.-К.В, поданное в Администрацию Чеди-хольского кожууна о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодая семья", к заявлению была приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, согласно которой Оюн К-К.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 36, 8 кв.м. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
Из представленного в материалы дела ответа Администрации Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва следует, что решение о включении Оюн К.-К.В. нуждающейся принималось в связи с её участием в федеральной целевой программе при наличии у неё жилого помещения в собственности.
Делая вывод о том, что Оюн К.-К.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия, суд первой инстанции не дал также надлежащей оценки тому обстоятельству, что жилое помещение приобретено истцом ДД.ММ.ГГГГ, имеет общую площадь 36, 8 кв.м, с учётом которой на Оюн К.-К.В. и членов её семьи приходится менее установленной на территории Чеди-Хольского кожууна учётной нормы площади жилого помещения.
Кроме того, делая вывод о том, что Оюн К.-К.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия, суд не указал, какие конкретно действия и когда совершила Оюн К-К.В, в чём конкретно выразилось ухудшение жилищных условий.
Согласно пункта 2 части 1 и части 2 статьи 51, части 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При разрешении спора судами также не учтено, что в соответствии с Типовым положением органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Однако указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, суды фактически оставили без исследования и правовой оценки, ограничившись лишь указанием на намеренное ухудшение ответчиком своих жилищных условий.
В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ суды не обсудили вопрос о том, могли ли сведения о наличии у истца в собственности жилого помещения, общая площадью которого на одного члена семьи менее учётной нормы, в отсутствие надлежащим образом оформленного решения о признании ответчика нуждающейся в улучшении жилищных условий, повлиять на принятие администрацией решения о включении ответчика в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Также суды первой и апелляционной инстанции не выясняли вопрос о том, отвечает ли жилое помещение установленным для жилых помещений требованиям, не признавалось ли оно в установленном порядке непригодным для проживания.
Между тем указанные обстоятельства являлись юридически значимыми при разрешении указанного спора.
Вместе с тем, в судебном заседании 10 февраля 2021 г. представитель ответчика указывал на то, что сторона ответчика хотела запросить в администрации справку о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, которая была представлена в комиссию, но администрация такую справку не дала, сославшись на то, что дело запрошено прокурором. В судебном заседании 18 февраля 2021 г. ответчик также настаивала на том, что справка о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий была в единственном экземпляре приложена в пакет документов.
Статьёй 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения на суде лежит обязанность оценить доказательства, определить, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Требованиям законности и обоснованности должно соответствовать также и апелляционное определение суда второй инстанции.
Между тем обжалуемые судебные акты указанным требованиям не отвечают.
Ввиду изложенного решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 8 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 февраля 2021 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть всё приведённое выше и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным правоотношениям, установленных по делу обстоятельств и соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 8 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 февраля 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.