Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-922/2020, УИД 54RS0006-01-2020-006878-74 по исковому заявлению Смагиной Евгении Владимировны к МИФНС России N 6 по Новосибирской области о признании приказа недействительным, по кассационной жалобе Смагиной Евгении Владимировны на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 22 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Смагина Е.В. обратилась в суд с иском к МИФНС России N 6 по Новосибирской области о признании приказа недействительным.
В обосновании исковых требований Смагина Е.В. указала, что 10 июня 2020 г. был вынесен приказ о премировании работников, которым ей снижена премия на 25% за нарушение сроков вынесения решения о возмещении частичной суммы НДС, заявленной к возмещению по налоговой декларации по НДС за 4-й квартал 2019 года, представленной ИП Б.Н.Д, что повлекло перенос срока возврата налога. Данное нарушение она не совершала. Камеральная налоговая проверка была завершена в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, составлена и размещена докладная записка в программном обеспечении "АИС НалогЗ", 29 апреля 2020 г. по решению начальника отдела решение о возмещении суммы НДС было перенесено на май 2020 года, ввиду праздничных дней приступили к работе 6 мая 2020 г, в исполнение приказа о предупреждении распространения коронавирусной инфекции у всех сотрудников измерялась температура тела перед преступлением к исполнению своих должностных обязанностей.
6 мая 2020 г. ее температура тела была "данные изъяты" ввиду чего она была направлена в ГБУЗ "Ордынскую ЦРБ" для установления диагноза. Так как 6 мая 2020 г. диагноз установить не удалось, и ей назначили предварительное лечение возможно обострившихся хронических заболеваний с назначением антибиотиков, по личному заявлению она ушла на самоизоляцию 6 мая 2020 г. до установления диагноза. 12 мая 2020 г. температура тела также составляла "данные изъяты", заключение о том, что она может приступить к работе, она получила 13 мая 2020 г, где был установлен диагноз и допуск к работе с температурой "данные изъяты".
Считает, что решение о возмещении частично суммы НДС заявленной к возмещению по налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 г. представленной ИП Б.Н.Д. не было вынесено своевременно по причине ненадлежащего исполнения начальником отдела камеральных проверок своих должностных обязанностей ненадлежащего контроля за деятельностью отдела.
С учётом уточнений Смагина Е.В. просила признать приказ N от 10 июня 2020 г. незаконным в части "за нарушение сроков вынесения решения о возмещении частичной суммы НДС, заявленной к возмещению по налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года, представленной ИП Б.Н.Д, что повлекло перенос срока возврата налога специалисту 1 разряда отдела камеральных проверок Смагиной Е.В."; взыскать с МИФНС России N 6 по Новосибирской области в пользу Смагиной Е.В. сумму морального вреда в размере 5 000 руб.
Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 22 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 марта 2021 г, в удовлетворении исковых требований Смагиной Е.В. к МИФНС России N 6 по Новосибирской области о признании приказа недействительным отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Смагина Е.В. просит отменить решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 22 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 марта 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Смагина Е.В. с 5 августа 2019 г. состоит с МИФНС России N 6 по Новосибирской области в трудовых отношениях в должности специалиста 1 разряда в отделе камеральных проверок Инспекции, что подтверждается копией служебного контракта N-гс от 5 августа 2019 г.
Согласно служебному контракту N-гс от 5 августа 2019 г, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок в соответствии с прилагаемым к служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Федеральной налоговой службы и соблюдать Правила внутреннего трудового и служебного распорядка инспекции. Гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, состоящее из: оклада денежного содержания, включающего: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы (должностного оклада) в размере 3 324 руб. в месяц; дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60 процентов должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплат которых определен Представителем нанимателя; ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух месячных окладов денежного содержания; материальной помощи, выплачиваемая на основании соответствующего Положения Представителя нанимателя; районный коэффициент в размере 1, 2 к денежному содержанию; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Гражданскому служащему устанавливается ненормированный служебный день.
Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок МИФНС N 26 по Новосибирской области, в обязанности Смагиной Е.В. входит, в том числе, осуществление мониторинга и проведение камеральных налоговых проверок налоговых декларации и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, налогоплательщиков с учётом сопоставления показателей представленной отчётности и косвенной информации из внутренних и внешних источников; оформление в установленном порядке результатов проведения налоговых проверок, принятие мер в отношении налогоплательщиков, допустивших нарушения законодательства, в рамках установленной компетенции; своевременно, качественно и в полном объёме выполнение функциональных обязанностей и предусмотренных действующим законодательством процедур, обеспечение достоверности формируемой отчётности, а также в установленном порядке соблюдение исполнительской дисциплины, в том числе при работе в СЭД и иных информационных ресурсах отдела.
Специалист 1 разряда отдела в соответствии со своей компетенцией обязан участвовать в подготовке (обсуждению) следующих проектов: иных актов по поручению непосредственного руководителя и руководства инспекции.
В соответствии со своими должностными обязанностями специалист 1 разряда отдела принимает решения в сроки, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В период с 5 августа 2019 г. по 13 мая 2020 г, исполняя свои должностные обязанности, Смагина Е.В. осуществляла камеральные проверки деклараций по НДС, данное обстоятельство не оспаривается истцом.
27 апреля 2020 г. Смагиной Е.В. завершена камеральная проверка налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года с суммой налога, исчисленной к возмещению из бюджета, представленной индивидуальным предпринимателем Б.Н.Д, что подтверждается докладной запиской, зарегистрированной Смагиной Е.В. 28 апреля 2020 г. в ПК АИС Налог-3 с предложением принять решение о возмещении ИП Б.Н.Д. частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
По указанной проверке срок для вынесения решения о возмещении НДС истекал 12 мая 2020 г.
13 мая 2020 г. по результатам рабочего совещания Инспекции решено Смагиной Е.В. в срок 13 мая 2020 г. передать все документы, представленные налогоплательщиком и контрагентами по договорам приобретения товаров (услуг) в подтверждение правомерности заявленных вычетов, главному государственному налоговому инспектору отдела камеральных проверок А.И.А. поручить оформление результатов камеральной проверки КХ "Урожайное".
В этот же день 13 мая 2020 г, начальником отдела камеральных проверок Инспекции Б.Ж.А. направлена служебная записка Смагиной Е.В. с требованием дать письменные объяснения по поводу некачественного оформления результатов камеральной проверки КХ "Урожайное", Смагина Е.В. уведомлена, что она отстранена от проведения камеральных проверок деклараций по налогу на добавленную стоимость с суммой, заявленной к возмещению.
19 мая 2020 г. начальником отдела камеральных проверок Инспекции Б.Ж.А. направлена служебная записка заместителю начальника Инспекции, в которой указано на факт нарушения сроков вынесения решения о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению ИП Б.Н.Д. после окончания камеральной проверки 27 апреля 2020 г, проведённой Смагиной Е.В.
21 мая 2020 г. начальником аналитического отдела Инспекции Б.Е.В. служебной запиской до заместителя начальника инспекции доведён факт неосуществления возврата НДС ИП Б.Н.Д. и переносе принятия решения о возмещении на вторую половину мая 2020 г.
22 мая 2020 г. специалистом 1-го разряда отдела камеральных проверок Инспекции Смагиной Е.В. в адрес заместителя начальника Инспекции представлена служебная записка "О переносе возмещения", согласно которой возврат налога ИП Б.Н.Д. должен быть совершён 6 мая 2020 г. главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок А.И.А, о чём было сообщено Смагиной Е.В.
На основании служебной записки заместителя начальника Инспекции от 28 мая 2020 г. и с учётом отсутствия уважительных причин неисполнения служебных обязанностей, приказом Инспекции от 10 июня 2020 г. N "О выплате премии работникам Межрайонной ИФНС России N 6 по Новосибирской области" Е.В. Смагиной размер премии за май снижен на 25% за нарушение сроков вынесения решения о возмещении частичной суммы НДС, заявленной к возмещению по налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года, представленной ИП Б.Н.Д, которое повлекло перенос срока возврата налога.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Смагиной Е.В. требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 13, 18, 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", статьями 88, 176 Налогового кодекса Российской Федерации, Положением о порядке выплаты отдельных ежемесячных и иных дополнительных выплат гражданским служащим (приложение к приказу МИФНС N 6 по Новосибирской области от 13 декабря 2016 г. N, оценив представленные в материалы доказательства, пришёл к выводу, что Смагиной Е.В. ненадлежащим образом исполнялись должностные обязанности, а именно не позднее 12 мая 2020 г. Смагина Е.В. не сформировала и не представила руководству инспекции решение о возмещении НДС, чем нарушила срок для вынесения решения о возмещении налога ИП Б.Н.Д, что повлекло перенос срока возврата налога, вследствие чего у инспекции возникла обязанность уплаты ИП Б.Н.Д. процентов за нарушение сроков возмещения. Указанное, явилось основанием для издания приказа N от 10 июня 2020 г. "О выплате премии работникам Межрайонной ИФНС России N6 по Новосибирской области", которым Смагиной Е.В. уменьшен размер премии на 25%.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что приказ Инспекции от 10 июня 2020 г. N "О выплате премии работникам Межрайонной ИФНС России N 6 по Новосибирской области" в части снижения Смагиной Е.В. премии за май 2020 г. на 25% принят в соответствии с требованиями действующего в Инспекции Положения о порядке выплаты отдельных ежемесячных и иных дополнительных выплат гражданским служащим.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведённых нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирование, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим МИФНС N 6 по Новосибирской области регулируется Положением о порядке выплаты отдельных ежемесячных и иных дополнительных выплатах гражданским служащим (приложение к приказу МИФНС N 6 по Новосибирской области от 13 декабря 2016 г. N), согласно которому премии выплачиваются по результатам работы за месяц. Премирование федеральных государственных гражданских служащих и начальников инспекций осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на инспекцию. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается за определённый период времени.
В соответствии со служебным контрактом Nгс от 5 августа 2019 г, заключённым со Смагиной Е.В, премии за выполнение особо важных и сложных заданий относятся к дополнительным выплатам и входят в оплату труда.
Пунктом 2.9 указанного Положения о порядке выплаты отдельных ежемесячных и иных дополнительных выплат гражданским служащим, предусмотрено, что начальник Инспекции, с учётом своевременности и качества выполнения гражданским служащим должностных обязанностей, вправе принимать решения об изменении (уменьшении или увеличении) размера премии. Уменьшение размера премии производится однократно - за соответствующий расчётный период, в котором имело место нарушение в части своевременности и качества выполнения должностных обязанностей, или за расчётный период, в котором указанное нарушение было обнаружено начальником инспекции.
Судом установлено, что в должностные обязанности истца входит принятие решения в сроки, установленные законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации.
Смагиной Е.В. проводилась камеральная проверка в отношении ИП Б.Н.Д, в ходе которой не было выявлено нарушений законодательства о налогах и сборах, в связи с чем в должностные обязанности Смагиной Е.В. входило оформление в установленном порядке результатов проведения налоговой проверки путём подготовки проекта решения о возмещении НДС ИП Б.Н.Д. по поручению непосредственного руководителя и руководства инспекции в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации, однако в установленный срок Смагина Е.В. не сформировала и не представила руководству Инспекции проект решения о возмещении НДС, тем самым нарушила срок для вынесения решения о возмещении налога индивидуальному предпринимателю Б.Н.Д, что повлекло перенос срока возврата налога, вследствие чего у инспекции возникла обязанность уплаты ИП Б.Н.Д. процентов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за нарушение сроков возмещения.
Установив указанные обстоятельства, а также отсутствие уважительных причин, препятствующих истцу выполнять свои должностные обязанности, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о наличии у работодателя оснований для уменьшения истцу размера премии.
При этом, отклоняя доводы истца о том, что в период с 28 апреля 2020 г. по 13 мая 2020 г. Смагина Е.В. не имела права исполнять должностные обязанности в связи с высокой температурой и нахождением на самоизоляции, суды установили, что в связи с обращением Смагиной Е.В. к руководству по поводу повышенной температуры распоряжением Инспекции от 7 мая 2020 г. N принято решение отправить Смагину Е.В. на самоизоляцию на 2 дня (7, 8 мая 2020г.) с сохранением заработной платы.
Согласно Табелю N учёта использования рабочего времени за период с 1 по 31 мая 2020 года камерального отдела Инспекции, составленному заместителем начальника отдела камеральных проверок и сотрудником кадрового подразделения, Смагина Е.В. отсутствовала на рабочем месте только 7 и 8 мая 2020 г.
Установив указанные обстоятельства, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу, что у Смагиной Е.В. в период со дня окончания камеральной проверки ИП Б.Н.Д. (27 апреля 2020 г.) по дату истечения срока для вынесения решения о возмещении НДС (12 мая 2020 г.) имелась возможность для подготовки решения о возмещении НДС ИП Б.Н.Д, а также возможность сообщить непосредственному руководителю - начальнику отдела камеральных проверок Инспекции Б.Ж.А. о наличии объективных препятствий для выполнения своих должностных обязанностей, если таковые имелись.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Вопреки доводам кассационной жалобы всем доказательствам по делу судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка. Заключение судебной экспертизы оценено судом апелляционной инстанции по правилам статей 12, 67 ГПК РФ в совокупности с иными собранными по делу доказательствами.
Вопреки доводам жалобы суды первой и апелляционной инстанций с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объёме, который позволил суду разрешить спор.
Тот факт, что суд первой и апелляционной инстанции не согласился с доводами истца, иным образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения суда и апелляционного определения и не может служить основанием для их отмены.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 22 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Смагиной Евгении Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.