N 88-6905/2021
г. Кемерово 25 июня 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Раужина Е.Н, рассмотрев гражданское дело N2-2400/2020 (УИД N) по иску администрации Первомайского района Алтайского края к Лукьянченко Е.Ю, о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты
по кассационной жалобе администрации Первомайского района Алтайского края на апелляционное определение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 января 2021 г.
установил:
Администрация Первомайского района Алтайского края обратилась в суд с иском к Лукьянченко Е.Ю. о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты.
Исковые требования мотивированы тем, что 18 октября 2017 г. Лукьянченко Е.Ю. обратилась с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории "Молодые специалисты на селе". Лукьянченко Е.Ю. была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в указанной программе. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории Алтайского края, утвержденной законодательно. В случае, если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв.м. общей стоимости жилья, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Алтайского края, то размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья.
Лукьянченко Е.Ю. была предоставлена социальная выплата в размере 1 155 546 рублей на приобретение квартиры по адресу: "адрес" - 18, исходя из общей площади квартиры в 56, 4 кв.м. и количества членов семьи в 3 человека.
Истец указывает на то, что в ходе проведенной проверки Министерством сельского хозяйства Алтайского края выявлено нецелевое использование бюджетных средств, а именно: Лукьянченко Е.Ю. излишне была произведена социальная выплата в размере 49 178 рублей. На семью из трех человек расчет должен быть произведен из размера общей площади не более 18 кв.м. на каждого члена семьи, фактической стоимости 1 кв.м. общей площади приобретенного жилья. Согласно программе социальная выплата предоставляется гражданам в размере не более 70% расчетной стоимости жилья. Согласно договору купли-продажи от 13 июня 2019 г. общая стоимость квартиры составила 1 650 780 рублей. Приказом Министерства сельского хозяйства Алтайского края от 4 апреля 2019 г. стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности Алтайского края на 2019 год утверждена в размере 30 570 рублей. Фактическая стоимость 1 кв.м. приобретенного ответчиком жилья сложилась меньше стоимости, установленной вышеуказанным приказом, и составила 29 269 рублей. Следовательно, расчетная стоимость приобретенного ответчиком жилья не должна превышать 1 580 526 рублей (18 кв.м.х3 чел.х29 269), а социальная выплата должна быть не более 1 106 368 рублей (1 580 526/100х70). В нарушение указанных норм социальная выплата получена ответчиком по средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, а не по фактической стоимости 1 кв.м. общей площади приобретенного жилья. Переплата составила 49 178 рублей и подлежит возврату в бюджет истца, о чем ответчику неоднократно направлялось требование. Лукьянченко Е.Ю. добровольно денежные средства не возвратила.
Истец просил взыскать с Лукьянченко Е.Ю. в пользу бюджета администрации Первомайского района денежные средства в сумме 49 178 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N2 Первомайского района Алтайского края от 21 сентября 2020 г. исковые требования администрации Первомайского района Алтайского края удовлетворены в полном объеме. Постановлено взыскать с Лукьянченко Е.Ю. в пользу администрации Первомайского района Алтайского края излишне выплаченную сумму социальной выплаты в размере 49 178 рублей.
Взыскана с Лукьянченко Е.Ю. в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1 675 рублей
Апелляционным определением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 января 2021 г. решение мирового судьи судебного участка N2 Первомайского района Алтайского края от 21 сентября 2020 г. отменено и принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации Первомайского района Алтайского края к Лукьянченко Е.Ю. о взыскании неосновательного обогащения отказано.
В кассационной жалобе администрация Первомайского района Алтайского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 января 2021 г, оставлении без изменения решения мирового судьи судебного участка N2 Первомайского района Алтайского края от 21 сентября 2020 г.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При поверке законности определения суда апелляционной инстанции по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), установлены основания для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Первомайского района Алтайского края от 7 декабря 2017 г. N1613 Лукьянченко Е.Ю. (предыдущая фамилия - Речкунова) с составом семьи в три человека включена в число участников федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года" по категории "Молодые специалисты на селе" и поставлена на учет в качестве участника данной программы.
По договору купли-продажи от 13 июня 2019 г. Лукьянченко Е.Ю, члены ее семьи: супруг ФИО3, дочь ФИО4, приобрели квартиру общей площадью 56, 4 кв.м, расположенную по адресу: "адрес", за 1 650 780 рублей.
Стоимость одного квадратного метра приобретенного ответчиком жилья составила 29 269 рублей (1 650 780/56, 4), что меньше стоимости, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Алтайского края от 4 апреля 2019 г. N 45 в размере 30 570 рублей.
15 мая 2019 г. (фактически 29 мая 2019 г. - платежное поручение N818874) Лукьянченко Е.Ю. была предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в общей сумме в 1 155 546 рублей.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 2 октября 2018 г. N377, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчику социальная выплата перечислена в большем размере в связи с фактической стоимостью 1 кв.м. менее установленной Министерством сельского хозяйства Алтайского края нормы, в связи с чем, данная денежная сумма была расценена в качестве неосновательного обогащения и подлежащей взысканию с ответчика.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что то обстоятельство, что ответчиком приобретено жилое помещение большей площадью (56, 4 кв.м.), но меньшей стоимостью 1 кв.м. (29 269 рублей), не свидетельствует о том, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность перерасчета социальной выплаты в случае приобретения жилья большей площадью, но меньшей стоимостью 1 кв.м. Перерасчет социальной выплаты предусмотрен лишь в случае приобретения жилья меньшего размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
С таким выводом суд кассационной инстанции не может согласиться, поскольку он основан на неверном применении норм материального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N717 (с учетом изменений от 8 февраля 2019 г. N 98 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N717") утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).
Согласно Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2).
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, указанных в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением N 11 к Государственной программе, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года (пункт 13 Типового положения).
Орган исполнительной власти вправе устанавливать стоимость 1 кв. метра общей площади жилья дифференцированно по муниципальным районам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам, а также по строительству и приобретению жилья (пункт 14 Типового положения).
В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (абзац 1 пункта 15 Типового положения).
Постановлением Правительства Алтайского края от 2 октября 2018 г. N377 утверждены Правила предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в рамках вышеуказанной федеральной программы (далее - Правила). Данные Правила действовали до 25 декабря 2019 г. и утратили действие в связи с принятием Правительством Алтайского края Постановления от 20 декабря 2019 г. N 53 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края".
В силу пункта 2.2 Правил гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат); в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.10 настоящих правил, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья, в случае, предусмотренном пунктом 2.15 настоящих правил. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; г) признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящих правил признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в порядке, установленном законом Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма").
Согласно пункту 2.12. Правил в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной приказом Министерства, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (абзац 1).
В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района (городского округа), размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади (абзац 2 пункта 2.12. Правил).
Приказом Министерства сельского хозяйства Алтайского края от 4 апреля 2019 г. N45 утверждена стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности Алтайского края на 2019 год - 30570 рублей.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом обязанность возвратить неосновательное обогащение не зависит от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Мировой судья, разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что Лукьянченко Е.Ю. в собственность была приобретена квартира площадью 56, 4 кв. м, что более установленного размера для семьи из трех человек, по цене 1 650 780 рублей, в связи с чем фактическая стоимость приобретенного ответчиком 1 кв. м составляет 29 269 рублей, то есть менее стоимости 1 кв. м общей площади жилья, определенной приказом Министерства сельского хозяйства Алтайского края от 4 апреля 2019 г. N 45 в 30 570 рублей, пришел к выводу о необходимости расчета размера социальной выплаты из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение мирового судьи, и, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, пришел к выводу о том, что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность перерасчета социальной выплаты в случае приобретения жилья большей площадью, но меньшей стоимостью 1 кв. метра.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии неосновательного обогащения противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N717, Правил предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 2 октября 2018 г. N377 с учетом специальных норм о перерасчете суммы в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти.
Кроме того, социальная выплата на приобретение (строительство) жилья не поименована в пункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, ее нельзя расценивать как денежные средства, предоставленные в качестве средств к существованию, а соответственно, она не относится видам платежей, которые не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащению.
Приведенное правовое регулирование по предоставлению социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены неправильно, а потому вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований администрации Первомайского района Алтайского края к Лукьянченко Е.Ю. о взыскании неосновательного обогащения нельзя признать основанным на законе.
Суд апелляционной инстанции с учетом указанных правовых норм не установилявляется ли полученная социальная выплата в размере, превышающем размер установленный законодательством с учетом площади приобретенного ответчиком жилья и фактической стоимости 1 кв. метра, неосновательным обогащением.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 января 2021 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Новоалтайский городской суд Алтайского края.
Судья Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.