Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бойко В.Н, судей Гунгера Ю.В, Умысковой Н.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0016-01-2020-000289-08, по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области в Барабинском районе к ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ", Министерству здравоохранения Новосибирской области о возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 декабря 2020 г, заслушав доклад судьи Гунгера Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области в Барабинском районе обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Здвинская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ"), Министерству здравоохранения Новосибирской области, с учетом уточнения исковых требований, просил в срок до 25 февраля 2022 г. устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований:
- во взрослой поликлинике ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" в процедурных и вспомогательных помещениях установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды оборудованные смесителями; обеспечить минимальные площади помещений(прививочного кабинета) в соответствии с приложением к 1 к СанПиН 2.1.3.2630-10- 12 м.2;
- в терапевтическом, хирургическом, детском, инфекционном отделениях ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" в процедурных и вспомогательных помещениях установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды оборудованные смесителями; обеспечить гладкую поверхность нагревательных приборов, исключающую адсорбирование пыли и устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих растворов;
- в ФАПе Малышевский ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" обеспечить гладкую, легкодоступную для влажной уборки и устойчивую при использовании моющих и дезинфицирующих средств поверхность стен помещений; здание ФАПа оборудовать системой централизованного водоснабжения или водопроводом от местных источников; медицинские кабинеты оборудовать горячим водоснабжением от централизованного или местного источника; в процедурном кабинете установить умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды оборудованный смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков; для удаления сточных вод предусмотреть канализацию;
-в Верх-Урюмской врачебной амбулатории ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" обеспечить гладкую, легкодоступную для влажной уборки и устойчивую при использовании моющих средств поверхность стен, полов и потолков помещений; во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, процедурных, установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
- в ФАП Цветниковский ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" обеспечить гладкую, легкодоступную для влажной уборки и устойчивую при использовании моющих и дезинфицирующих средств поверхность стен помещений; в кабинетах приема, процедурном кабинете установить умывальник с подводкой горячей воды, оборудованный смесителем;
-в ФАП Хаповский ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" обеспечить гладкую, легкодоступную для влажной уборки и устойчивую при использовании моющих и дезинфицирующих средств поверхность стен помещений; в кабинетах приема, процедурном кабинете установить умывальник с подводкой горячей воды, оборудованные смесителем.
- в Верх-Каргатской участковой больнице ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ", технологическое оборудование, плиту, являющиеся источником повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудовать локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зон максимального загрязнения; для мытья столовой посуды в буфетной стационара ручным способом предусмотреть двухсекционную ванну; установить двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды.
Обязать Министерство здравоохранения Новосибирской области выделить денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ".
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области от 2 октября 2018 г. N с 9 октября 2018 г. по 6 ноября 2018 г. при проведении плановой выездной проверки в отношении ГБУЗ НСО "Здвинская центральная районная больница" в эксплуатируемых данной организацией помещениях был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Постановлениями об административном правонарушении главного государственного санитарного врача по Новосибирской области в Барабинском, Здвинском, Куйбышевском, Северном, Убинском районах от 13 ноября 2018 г. N, N, N за указанные нарушения ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" привлечено к административной ответственности по ст. 6.6, ст. 6.4, ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний людей ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" было предписано в срок до 25 января 2020 г. устранить выявленные правонарушения. При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ", выявлено не исполнение ранее выданного предписания, в связи с чем, данное учреждение было вновь привлечено к административной ответственности. Выявленные в ходе проверок нарушения создают угрозу здоровью людей, угрозу возникновения распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений).
Решением Доволенского районного суда Новосибирской области от 20 августа 2020 г. исковые требования удовлетворены частично.
Возложена обязанность на ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" в срок до 25 февраля 2022 г.:
- во взрослой поликлинике ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" в процедурных и вспомогательных помещениях установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды оборудованные смесителями; обеспечить минимальные площади помещений (прививочного кабинета) в соответствии с приложением к 1 к СанПиН 2.1.3.2630-10 - 12 м.2;
- в терапевтическом, хирургическом, детском, инфекционном отделениях ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" в процедурных и вспомогательных помещениях установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды оборудованные смесителями; обеспечить гладкую поверхность нагревательных приборов, исключающую адсорбирование пыли и устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих растворов;
- в ФАПе Малышевский ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" обеспечить гладкую, легкодоступную для влажной уборки и устойчивую при использовании моющих и дезинфицирующих средств поверхность стен помещений; здание ФАПа оборудовать системой централизованного водоснабжения или водопроводом от местных источников; медицинские кабинеты оборудовать горячим водоснабжением от централизованного или местного источника; в процедурном кабинете установить умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды оборудованный смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков; для удаления сточных вод предусмотреть канализацию.
- в Верх-Урюмской врачебной амбулатории ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" обеспечить гладкую, легкодоступную для влажной уборки и устойчивую при использовании моющих средств поверхность стен, полов и потолков помещений; во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, процедурных, установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
- в ФАП Цветниковский ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" обеспечить гладкую, легкодоступную для влажной уборки и устойчивую при использовании моющих и дезинфицирующих средств поверхность стен помещений; в кабинетах приема, процедурном кабинете установить умывальник с подводкой горячей воды, оборудованный смесителем.
- в ФАП Хаповский ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" обеспечить гладкую, легкодоступную для влажной уборки и устойчивую при использовании моющих и дезинфицирующих средств поверхность стен помещений; в кабинетах приема, процедурном кабинете установить умывальник с подводкой горячей воды, оборудованные смесителем.
- в Верх-Каргатской участковой больнице ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ", технологическое оборудование, плиту, являющиеся источником повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудовать локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения; для мытья столовой посуды в буфетной стационара ручным способом предусмотреть двухсекционную ванну; установить двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды.
Требования к Министерству здравоохранения Новосибирской области в части выделения денежных средств оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 декабря 2020 г. решение отменено в части отказа исковых требований к ответчику Министерству здравоохранения Новосибирской области, вынесено новое решение в указанной части об удовлетворении требований.
Министерство здравоохранения Новосибирской области обязано выделить денежные средства на устранение нарушений в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Здвинская центральная районная больница".
Апелляционная жалоба Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области в Барабинском районе - удовлетворена, апелляционная жалоба Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Здвинская центральная районная больница" - оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Министерства здравоохранения Новосибирской области Гусев Е.А. просит отменить апелляционное определение как незаконное и необоснованное, вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что суд в нарушение требований статей 196, 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уклонился от исследования и надлежащей правовой оценки доводов Министерства здравоохранения Новосибирской области о самостоятельной имущественной ответственности медицинского учреждения по собственным обязательствам и отсутствии у Министерства здравоохранения Новосибирской области компетенции по исключительному самостоятельному финансовому обеспечению деятельности учреждения. Считает, что Министерство здравоохранения Новосибирской области не является надлежащим ответчиком по делу. Удовлетворение исковых требований о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Новосибирской области выделить денежные средства на устранение нарушений в ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" противоречит порядку финансового обеспечения деятельности государственных бюджетных учреждений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Изложенные в исковом заявлении обстоятельства установлены судами и подтверждаются материалами дела.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" не исполняет предписания Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области по соблюдению требований санитарных правил и норм, нарушает гарантированные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, кроме того, нарушает требования Федерального закона N52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Учитывая, что несоблюдение санитарных правил может повлечь нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создает угрозу вредного воздействия факторов среды обитания на человека и благоприятным условиям его жизнедеятельности, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска в части возложения обязанности на ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и для возложения обязанности по устранению выявленных нарушений на медицинское учреждение, с установлением срока совершения необходимых мероприятий.
При этом суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на Министерство здравоохранения Новосибирской области обязанности по выделению денежных средств на устранение выявленных, указанных нарушений.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Новосибирской.
В данной части суд апелляционной инстанции принял по делу новое решение об удовлетворении требований.
Выводы суда апелляционной инстанции приведены и подробно мотивированы в апелляционном определении, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, судом апелляционной инстанции указано, что согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
В соответствии с частью 2 пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества бюджетного учреждения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, лишь по обязательствам связанным с причинением вреда гражданам.
Согласно Уставу, утвержденного приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 22 декабря 2011 г. N 2808, согласованного министром здравоохранения Новосибирской области, ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" является некоммерческой организацией.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Министерство здравоохранения Новосибирской области.
Положением о министерстве здравоохранения Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 9 ноября 2015 г. N 401-п (ред. от 12 августа 2019 г.), определено, что Министерство здравоохранения Новосибирской области осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций (п.18).
Как следует из статьи 160.2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Министерство здравоохранения Новосибирской области как отраслевой орган исполнительной власти Новосибирской области осуществляет государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении государственных организаций Новосибирской области.
При этом, Министерство здравоохранения Новосибирской области, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
Таким образом, обстоятельства наличия или недостатка у ГБУЗ НСО "Здвинская ЦРБ" собственных доходов, позволяющих исполнить решение суда, должны быть учтены Министерством здравоохранения Новосибирской области при определении размера предоставляемой субсидии.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, связаны с недостаточным оснащением, необходимостью осуществления ремонта отдельных помещений районной больницы, устранение которых требует финансовых затрат, при этом судом установлено отсутствие необходимых средств у бюджетного учреждения, судебная коллегия приходит к выводу, что на Министерство здравоохранения Новосибирской области подлежит возложению обязанность посредством обеспечения финансирования необходимых мероприятий создать условия для надлежащего функционирования учреждения, в том числе осуществления требуемого частичного ремонта учреждения, в связи с отсутствием необходимых средств у бюджетного учреждения, поскольку несоответствие зданий и помещений учреждения требованиям санитарного законодательства создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью пациентов, что будет являться правомерным и отвечающим требованиям закона.
Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Новосибирской области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности предприятия.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
При разрешении спора судом апелляционной инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены вышеуказанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, при этом нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального или процессуального права, а потому подлежат отклонению.
Кроме того, изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Определение суда апелляционной инстанции является законным, основания для его отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Бойко
Судьи Ю.В. Гунгер
Н.Г. Умыскова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.