N 88-9308/2021
г. Кемерово 28 июня 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лавник М.В.
рассмотрел гражданское дело N 13-62/2020; УИД: 70RS0002-01-2012-000899-41 по заявлению Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Томской области об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Ленинского районного суда г. Томска от 13 февраля 2020 г, апелляционное определение Томского областного суда от 24 февраля 2021 г.
установил:
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Томской области обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 24 апреля 2012 г. по гражданскому делу N 2-645/2012 по иску прокурора ЗАТО г. Северск в интересах Фельдмана А.А. к Министерству финансов Российской Федерации в части обязания Министерства финансов Российской Федерации осуществлять ежемесячные выплаты в возмещение вреда в пользу Фельдмана А.А. в размере 25985, 16 руб. с 1 апреля 2012 г. с последующей индексацией суммы с учетом уровня инфляции, заменив Министерство финансов Российской Федерации на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган - Фонд социального страхования Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указывало, что решением Ленинского районного суда г. Томска от 24 апреля 2012 г. указанный иск был удовлетворен, суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Фельдмана А.А. задолженность по ежемесячным платежам по возмещению вреда здоровью за период с 1 сентября 2007 г. по 31 марта 2012 г. в размере 1198710, 49 руб, также постановилвыплачивать Фельдману А.А. ежемесячно по 25985, 16 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определен государственный орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации с 1 января 2020 г. - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 13 февраля 2020 г, заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Томской области удовлетворено, суд изменил способ и порядок исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 24 апреля 2012 г. по гражданскому делу N 2-645/2012 о взыскании в пользу Фельдмана А.А. денежных средств в счет возмещения вреда здоровью, установилспособ и порядок исполнения решения суда посредством взыскания в пользу Фельдмана А.А. задолженности по ежемесячным платежам по возмещению вреда здоровью с Российской Федерации в лице Фонда социального страхования Российской Федерации.
Апелляционным определением Томского областного суда от 24 февраля 2021 г. постановлено:
"определение Ленинского районного суда г. Томска от 13 февраля 2020 года отменить.
Разрешить вопрос по существу.
Изменить порядок исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 24.04.2012 по гражданскому делу N2-645/2012 поиску прокурора ЗАТО г. Северск в интересах Фельдмана Анатолия Анатольевича к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации в пользу Фельдмана А.А. задолженности по ежемесячным платежам в счёт возмещения вреда здоровью, возложении обязанности производить ежемесячные платежи по возмещению вреда здоровью пожизненно.
Заменить должника Министерство финансов Российской Федерации на должника орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации на выплату капитализированных повременных платежей - Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 N872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В кассационной жалобе Фонд социального страхования Российской Федерации просит об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Принимая во внимание, что апелляционным определением Томского областного суда от 24 февраля 2021 г. определение Ленинского районного суда г. Томска от 13 февраля 2020 г. отменено, то не смотря на доводы кассационной жалобы об отмене определения Ленинского районного суда г. Томска от 13 февраля 2020 г, данный судебный акт предметом проверки суда кассационной инстанции не является, предметом проверки суда кассационной инстанции является апелляционное определение Томского областного суда от 24 февраля 2021 г, которым заявленные требования разрешены по существу по правилам производства суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из обжалуемого судебного постановления, таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц. участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Законом или правовыми актами. Законом или правовыми актами могут быть установлены и другие случаи, при которых может быть произведена капитализация платежей.
Согласно пункту 1 статьи 135 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 135 приведенного Закона с выплатой капитализированных повременных платежей, размер которых определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, прекращается соответствующее обязательство должника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 указанного Закона с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.
В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Если же право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, согласно пункту 4 которых выплата капитализированных повременных платежей гражданам производится Фондом в соответствии с установленным судебным актом о взыскании с должника или взыскании с Российской Федерации размером ежемесячных платежей на основании заявления гражданина, указанного в пункте 3 настоящих Правил.
К заявлению о назначении выплаты капитализированных повременных платежей, взысканных с Российской Федерации в пользу граждан на основании вступившего в законную силу судебного акта о взыскании с Российской Федерации капитализированных повременных платежей, помимо документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, прилагается выданный на основании указанного судебного акта исполнительный лист.
В случае, когда исполнительный лист о взыскании с Российской Федерации капитализированных повременных платежей был передан Министерством финансов Российской Федерации в Фонд в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, представление в Фонд заявления о назначении выплаты капитализированных повременных платежей не требуется.
После вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах) (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктом 14 Правил одновременно с исполнительным листом Министерством финансов Российской Федерации в Фонд передаются иные документы, необходимые для исполнения Фондом судебных актов, в том числе:
а) заявление взыскателя (реквизиты банковского счета взыскателя);
б) копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист;
в) копии иных судебных актов по делу, которыми располагает Министерство финансов Российской Федерации;
г) копия судебного акта о взыскании соответствующих капитализированных повременных платежей с должника - организации, признанной в установленном порядке банкротом (при наличии в Министерстве финансов Российской Федерации).
Из материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что решением народного суда Московского района г. Бреста от 30 июня 1986 г. с Управления механизации "Химстрой" г. Томска, правопреемником которого является СП ОАО "Химстрой", в пользу Федьдмана А.А. в возмещение вреда здоровью взысканы денежные средства, начиная с 10 июня 1986 г. пожизненно.
Решением Арбитражного суда Томской области от 21 июня 2006 г. СП ОАО "Химстрой" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Томска от 24 апреля 2012 г. по делу N 2-645/12 с Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Томской области за счет казны Российской Федерации в пользу Фельдмана А.А. взыскана задолженность по ежемесячным платежам по возмещению вреда здоровью за период с 1 сентября 2007 г. по 31марта 2012 г. в размере 1198710, 49 руб.; определено взыскивать с Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Томской области за счет казны Российской Федерации в пользу Фельдмана А.А. ежемесячно пожизненно, начиная с 1 апреля 2012 в счет возмещения вреда здоровью выплаты в размере 25985, 16 руб. с применением к указанной сумме индексации с учетом уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете Российской федерации на соответствующий год.
Решение вступило в законную силу, исполнительный лист по делу направлен в Министерство финансов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявление Министерства финансов Российской Федерации, исходил из того, что с 1 января 2020 г. установлен новый порядок выплаты капитализированных повременных платежей, согласно которому в случае перехода обязательств по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от должника к Российской Федерации финансовое обеспечение данных расходных обязательств Российской Федерации осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о необходимости изменения порядка исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 24 апреля 2012 г, возложив указанную обязанность на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, установленных судом обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.