Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0010-01-2020-005196-58 (N2-3702/2020) по иску Н.М.Н. к Министерству труда и социального развития Новосибирской области о предоставлении денежной выплаты для улучшения социально - бытовых условий, по кассационной жалобе Н.М.Н. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 29 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Н.М.Н. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Новосибирской области о предоставлении денежной выплаты для улучшения социально - бытовых условий.
В обосновании исковых требований указала, что в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 17 июня 2019 г. N 241-п "О размере, порядке и условиях предоставления денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак" денежная выплата на улучшение социально-бытовых условий предоставляется постоянно проживающим на территории Новосибирской области ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак, имеющим в собственности или обладающим правом пользования жилым помещением. Денежная выплата носит целевой характер, направляется на проведение капитального или текущего ремонта жилого помещения, расположенного на территории Новосибирской области, не реже чем раз в три года.
Действуя в интересах истца, к ответчику с заявлением о предоставлении истцу государственной услуги по предоставлению денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий ветерану Великой Отечественной войны, обратился внук истца - Н.А.С.
Истец просила суд понудить ответчика к действию по предоставлению ей государственной услуги в части денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий, как ветерану Великой Отечественной войны, в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 17 июня 2019 N 241-п.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 29 октября 2020 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 февраля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Н.М.Н. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 29 октября 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 февраля 2021 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Министерство труда и социального развития Новосибирской области намеренно затягивает решение вопроса предоставления ей денежной выплаты на улучшение жилищных социально- бытовых условий, как ветерану Великой Отечественной войны. При этом суды не дали надлежащую оценку ее доводам, не исследовали представленные Н.М.Н. доказательства. Суды не приняли во внимание, что она неоднократно обращались за предоставление услуги, однако ответчик намеренно затягивает срок ее предоставления.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Н.М.Н. является ветераном Великой отечественной войны, а также является "данные изъяты".
2 апреля 2020 г. Н.А.С. (внук истца) через сайт Министерства труда и социального развития Новосибирской области направил обращение, озаглавленное "О предоставлении денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий ветерану Великой Отечественной войны", и состоящее из следующего текста: "Прошу рассмотреть документы". К обращению были прикреплены электронные копии паспортов Н.М.Н. и самого Н.А.С. (л.д. 34-39).
Из ответа Министерством труда и социального развития Новосибирской области от 10 апреля 2020 г. на данное обращение следует, что для получения денежной выплаты Н.М.Н. (либо уполномоченному представителю) необходимо представить в Министерство заявление о предоставлении денежной выплаты по форме, утвержденной министерством, и следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, либо копию договора социального найма жилого помещения;
3) документ о сметной стоимости;
4) письменное обязательство о целевом использовании денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий по форме, установленной министерством, с указанием срока проведения ремонтных работ в течение 12 месяцев со дня перечисления денежной выплаты.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении исковых требований исходил из того, что заявителем для получения денежной выплаты для улучшения социально - бытовых условий не были соблюдены требования по предоставлению необходимых документов. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком не были нарушены права истца, оснований к понуждению Министерства по предоставлению денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий, не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, как соответствующими закону и обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
В соответствии с Законом Новосибирской области от 29 декабря 2004 N 253-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области" Правительством Новосибирской области было принято постановление от 17 июня 2019 г. N 241-п "О размере, порядке и условиях предоставления денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак", которым установлены размер, порядок и условия предоставления денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак, согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно п. 4 приложения к постановлению Правительства Новосибирской области от 17 июня 2019 г. N 241-п для получения денежной выплаты заявитель (уполномоченный представитель) представляет в министерство труда и социального развития Новосибирской области (далее - министерство) заявление о предоставлении денежной выплаты (далее - заявление) по форме, утвержденной министерством, и следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
2) правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), либо копию договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;
3) документ о сметной стоимости;
4) письменное обязательство о целевом использовании денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий по форме, установленной министерством, с указанием срока проведения ремонтных работ в течение 12 месяцев со дня перечисления денежной выплаты.
Приказом министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13 февраля 2020 г. N 116 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак (далее - Административный регламент).
Пунктом 13 Административного регламента установлено, что для получения государственной услуги по выбору заявителя лично либо по почте представляются:
заявление о предоставлении денежной выплаты (далее - заявление) по форме согласно приложению N 1 к Административному регламенту (бланк заявления предоставляется заявителю лично по его требованию в министерстве, а также размещается в электронной форме на официальном интернет-сайте министерства, на ЕПГУ);
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);
документ о сметной стоимости;
письменное обязательство о целевом использовании денежной выплаты по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту, с указанием срока проведения ремонтных работ в течение 12 месяцев со дня перечисления денежной выплаты.
Если документы, необходимые для предоставления государственной услуги, направляются по почте, то оригиналы документов не направляются. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке.
Если документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представляются лично, то в случае представления копий документов, не заверенных в установленном законом порядке, заявителем представляются их оригиналы.
В случае представления документов представителем дополнительно представляются документы, удостоверяющие его личность и полномочия. Доверенность должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, по смыслу указанных выше положений нормативно-правовых актов истцу, для получения государственной услуги по предоставлению денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий ветеранам Великой Отечественной войны, было необходимо представить заявление по установленной Административным регламентом форме, а также документы, перечисленные п. 13 Административного регламента.
Установив, что истцом не соблюден установленный порядок для предоставления социальной выплаты, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассатора о том, что истец неоднократно обращалась за предоставлением услуги, однако ответчик намеренно затягивает срок ее предоставления не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку суды установили, что сведений о неоднократных обращениях истца к ответчику с заявлением, поданным в надлежащей форме, со всеми необходимыми документами, о предоставлении государственной услуги по предоставлению денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий, не имеется.
Ссылки кассатора на то, что такая выплата предоставлялась истцу ранее на основании только тех документов, которые были представлены и в данном случае, основанием для удовлетворения кассационной жалобы не являются, поскольку суды исходили из норм действующего правового регулирования.
Следует отметить, что упомянутый отказ не препятствует повторному обращению истца со всеми необходимыми документами для получения указанной социальной выплаты.
Не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов ссылки кассатора на то, что ее представитель не был допущен для участия в суде апелляционной инстанции, поскольку из протокола судебного заседания суда апелляционной инстанции следует, что представитель истца не предоставил суду копию диплома о высшем юридическом образовании, что в силу ст. 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явилось основанием для отказа в допуске его к участию в деле.
В целом доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену по существу правильного решения, поскольку выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения ст. 390 ГПК Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что нарушений норм материального права или норм процессуального права, при рассмотрении дела, повлиявших на исход дела, судами не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 29 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Н.М.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.