Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Фроловой Т.В.
судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-488/2020 (УИД N) по иску исполняющего обязанности Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах Сидорик А.П. к Республиканскому государственному учреждению "Центр социальной поддержки населения" о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет и возложении обязанности
по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 7 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исполняющий обязанности Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах Сидорик А.П. обратился с иском к Республиканскому государственному учреждению "Центр социальной поддержки населения" о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет и возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что Гусиноозерской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Сидорик А.П. по факту отказа Отдела социальной защиты населения по Селенгинскому району РГУ "Центр социальной поддержки населения" в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на основании Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Уведомлением от 1 июня 2020 г. Сидорик А.П. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка со ссылкой на то, что среднедушевой доход ее семьи превысил установленную величину прожиточного минимума. При этом для расчета принят совокупный доход семьи без вычета алиментов, выплачиваемых ее супругом ФИО4 на содержание несовершеннолетнего ребенка от предыдущего брака ФИО13. По мнению истца, указанные алиментные выплаты доходом семьи Сидорик А.П. не являются и не могут учитываться при расчете среднедушевого дохода этой семьи. Отказ в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет является незаконным и ущемляет гарантированные Конституцией Российской Федерации права Сидорик А.П. на социальную защиту.
Истец просит признать незаконным отказ в назначении Сидорик А.П. ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, обязать ответчика назначить Сидорик А.П. ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, произведена замена ненадлежащего ответчика РГУ "Центр социальной поддержки населения" Отдел социальной защиты населения по Селенгинскому району надлежащим - РГУ "Центр социальной поддержки населения".
Решением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 7 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 января 2021 г, исковые требования исполняющего обязанности Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах Сидорик А.П. удовлетворены.
Признан незаконным отказ Отдела социальной защиты населения по Селенгинскому району Республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" в назначении Сидорик А.П. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет от 1 июня 2020 года.
На Республиканское государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения" возложена обязанность назначить Сидорик А.П. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 7 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 января 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
И.о. прокурора Республики Бурятия принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, возражавшего относительно удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
По настоящему делу нарушений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сидорик А.П. является матерью несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Сидорик А.П. с 20 июня 2018 г. состоит в зарегистрированном браке с ФИО4, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
24 мая 2020 г. Сидорик А.П. обратилась в Отдел социальной защиты населения по Селенгинскому району РГУ "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно - на дочь ФИО2.
При обращении в Отдел социальной защиты населения по Селенгинскому району РГУ "Центр социальной поддержки населения" Сидорик А.П. помимо сведений о своих доходах и доходах членов своей семьи, состоящей из четырех человек, были представлены также сведения об алиментах, удерживаемых из дохода ее супруга ФИО4
Уведомлением Отдела социальной защиты населения по Селенгинскому району РГУ "Центр социальной поддержки населения" от 1 июня 2020 г. Сидорик А.П. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении заявления Сидорик А.П. расчет среднедушевого дохода ее семьи произведен исходя из дохода всех членов семьи за период с 1 ноября 2018 г. по 31 октября 2019 г, и составил 12 249 рублей 60 копеек, что превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Бурятия за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, в размере 11 549 рублей. При этом для расчета принят совокупный доход семьи Сидорик А.П, с составом семьи 4 человека, в сумме 512 646 рублей 75 копеек.
Судом установлено, что супруг Сидорик А.П. - ФИО4 ранее состоял в зарегистрированном браке с ФИО5, у них имеется совместная дочь ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается актовыми записями Тарбагатайского районного отдела Управления ЗАГС Республики Бурятия.
Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 1 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от 19 августа 2015 г. с ФИО4 в пользу ФИО5 взысканы алименты в размере 1/6 части всех видов заработка и (или) иных доходов на содержание дочери ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячно, начиная со дня вступления решения суда в законную силу и до достижения дочерью Дианой совершеннолетия.
На основании исполнительного листа, выданного мировым судьей судебного участка N 1 Железнодорожного района г.Улан-Удэ, с ФИО4 удерживается 1/6 часть всех видов заработка и доходов в пользу ФИО5 на содержание их несовершеннолетней дочери Дианы.
ФИО6 не является членом семьи истца Сидорик А.П, проживает со своей матерью ФИО5, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Как усматривается из материалов дела, в период с 1 ноября 2018 г. по 31 октября 2019 г. общая сумма дохода Сидорик А.П. составила 75 334 рубля 08 копеек.
Согласно сведениям, представленным налоговым органом, а также УФСИН России по Республике Бурятия, супруг Сидорик А.П. - ФИО4 является получателем пенсии ФСИН, размер пенсионных выплат за период с 1 ноября 2018 г. по 31 октября 2019 г. до вычета налогов составил 474 096 рублей 34 копейки, а также с сентября 2019 года работает в МАУ ДО "Сэлэнгэ", размер начисленной заработной платы за сентябрь, октябрь 2019 года составил 38550 рублей 41 копейка.
Таким образом, общий доход ФИО4 за период с 1 ноября 2018 г. по 31 октября 2019 г. составил 512 646 рублей 75 копеек.
За этот же период на основании решения мирового судьи судебного участка N 1 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от 19 августа 2015 г. с ФИО4 в пользу ФИО5 на содержание его несовершеннолетнего ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, удержаны алименты в общей сумме 84 605 рублей 82 копейки.
Судом установлено, что в связи с удержанием удержание алиментов из заработной платы и пенсии, доход ФИО4 за период с 1 ноября 2018 г. по 31 октября 2019 г. за вычетом алиментов на содержание его несовершеннолетней дочери от первого брака ФИО6 составил 428 040 рублей 93 копейки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что сумма алиментов, выплачиваемых ФИО4 в другую семью на содержание его несовершеннолетнего ребенка от первого брака, не подлежит учету при определении среднедушевого дохода семьи Сидорик А.П, в связи с чем установив что среднедушевой доход семьи Сидорик А.П. за период с 1 ноября 2018 г. по 31 октября 2019 г. за вычетом алиментов составляет 10 486 рублей 98 копеек, суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, исходя из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены "Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее- Основные требования).
Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Пунктами 3 и 4 Основных требований предусмотрено, что право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации, такое право имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 21 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия.
При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения; б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления; в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; г) алименты; д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной
деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии); з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами; к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях; л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики; м) доходы от продажи, аренды имущества; н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Пунктом 22 Основных требований закреплено, что среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно пункту 16 Основных требований решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 1 апреля 2020 г. N173 "О ежемесячной выплате на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления ежемесячной выплаты на детей на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Согласно пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.
Из содержания вышеуказанных правовых норм в системном толковании следует, что уплаченные алименты исключаются из дохода семьи при определении среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты как меры социальной помощи.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что действующим правовым регулированием не предусмотрено включение в среднедушевой доход семьи, претендующей на получение ежемесячной выплаты, сумм алиментов, выплачиваемых одним из членов семьи в другую семью на содержание несовершеннолетних детей, не учтенных в составе данной семьи.
Учитывая вышеизложенное, установив, что алименты, удержанные из дохода супруга Сидорик А.П. - ФИО4 в пользу бывшей супруги ФИО5 на содержание его несовершеннолетнего ребенка от первого брака, не являются доходом семьи Сидорик А.П, не подлежат расходованию на нужды семьи Сидорик А.П, размер среднедушевого дохода семьи истца без учета суммы алиментов ниже величины прожиточного минимума, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы, что исключение сумм алиментов при определении среднедушевого дохода семьи не предусмотрено законодательством, содержание несовершеннолетних является обязанностью родителей, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов. поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой и апелляционной инстанций, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и надлежащей оценки судов, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выражают несогласие с оценкой судами исследованных по делу доказательств, которым дан надлежащий анализ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационного представления, кассационной жалобы. Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 7 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий: Фролова Т.В.
Судьи: Новожилова И.А.
Раужин Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.