Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6551/2019, УИД: 19RS0001-02-2019-007774-12 по иску Сюптерековой Ольги Яковлевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Сюптерековой Ольги Яковлевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 14 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения Сюптерековой О.Я, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сюптерекова О.Я. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) (далее по тексту также ГУ - УПФ РФ в г. Абакане, Управление) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии.
Требования мотивированы тем, что решением Управления от 18 июня 2019 г. N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по причине недостаточности стажа лечебной деятельности. В специальный стаж ответчиком не включены периоды ее работы: с 1 апреля 1988 г. по 31 августа 1990 г. в должности фельдшера в Аскизском пансионе-интернате, с 1 сентября 1990 г. по 23 января 1994 г. в должности медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате, с 2 октября 1995 г. по 8 октября 1999 г. в должности медицинской сестры участковой в муниципальном учреждении здравоохранения "Абаканское поликлиническое объединение", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13 марта 1995 г. по 4 мая 1995 г, с 13 мая 2002 г. по 21 июня 2002 г, с 22 октября 2007 г. по 30 ноября 2011 г. По мнению истца, решение пенсионного органа об исключении из специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, названных периодов ее трудовой деятельности и отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения является незаконным.
С учетом уточнения исковых требований просила признать незаконными решение ГУ - УПФ РФ в г. Абакане от 18 июня 2019 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения спорных периодов, обязать ГУ - УПФ РФ в г. Абакане включить в специальный стаж периоды работы с 1 апреля 1988 г. по 31 августа 1990 г, с 1 сентября 1990 г. по 23 января 1994 г. в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца, а также периоды работы с 2 октября 1995 г. по 8 октября 1999 г. и нахождения на курсах повышения квалификации с 13 марта 1995г. по 4 мая 1995 г, с 13 мая 2002 г. по 21 июня 2002 г, с 22 октября 2007 г. по 30 ноября 2011 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 13 марта 2019 г, присудить в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 декабря 2019 г. удовлетворены исковые требования Сюптерековой О.Я. Признано незаконным решение ГУ - УПФ РФ в г. Абакане от 18 июня 2019 г. N об отказе в установлении пенсии в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Сюптерековой О.Я.: с 1 апреля 1988 г. по 31 августа 1990 г. в должности фельдшера в Аскизском пансионе-интернате, с 1 сентября 1990 г. по 23 января 1994 г. в должности медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате, с 2 октября 1995 г. по 8 октября 1999 г. в должности медицинской сестры участковой в муниципальном учреждении здравоохранения "Абаканское поликлиническое объединение", периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 13 марта 1995 г. по 4 мая 1995 г, с 13 мая 2002 г. по 21 июня 2002 г, с 22 октября 2007 г. по 30 ноября 2011 г. Суд обязал ГУ - УПФ РФ в г. Абакане включить Сюптерековой О.Я. в специальный страховой стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца периоды работы с 1 апреля 1988 г. по 31 августа 1990 г. в должности фельдшера в Аскизском пансионе-интернате, с 1 сентября 1990 г. по 23 января 1994 г. в должности медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате, а также обязал ответчика включить в специальный страховой стаж истца период работы с 2 октября 1995 г. по 8 октября 1999 г. в должности медицинской сестры участковой в муниципальном учреждении здравоохранения "Абаканское поликлиническое объединение" и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13 марта 1995 г. по 4 мая 1995 г, с 13 мая 2002 г. по 21 июня 2002 г, с 22 октября 2007 г. по 30 ноября 2011 г. Обязал ГУ - УПФ РФ в г. Абакане назначить Сюптерековой О.Я. досрочную страховую пенсию по старости с 13 марта 2019 г. Взыскал с ответчика в пользу истца в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 14 мая 2020г. постановлено:
"Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 декабря 2019 г. по настоящему делу в части удовлетворения исковых требований Сюптерековой Ольги Яковлевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 18 июня 2019 г. N в части невключения в специальный стаж Сюптерековой Ольги Яковлевны периода работы с 1 января 1992 г. по 23 января 1994 г. в должности медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате, об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) включить Сюптерековой Ольге Яковлевне в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 1 января 1992 г. по 23 января 1994 г. в должности медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 13 марта 2019 г. отменить, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) Комаровой Веры Владимировны - без удовлетворения".
В кассационной жалобе истец Сюптерекова О. Я. просит изменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 14 мая 2020 г. в части отказа в зачете периода с 1 января 1992 г. по 23 января 1994 г. работы Сюптерековой О.Я. в должности медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе - интернате в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, зачесть указанный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Установить срок назначения пенсионного содержания с 13 марта 2019 г.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Сюптерековой О.Я, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено первой инстанции, 13 марта 2019 г. Сюптерекова О.Я. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Абакане с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Управления от 18 июня 2019 г. N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью требуемого специального стажа. В бесспорном порядке засчитано 19 лет 2 месяца 13 дней.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком не включены, в том числе периоды работы Сюптерековой О.Я. с 1 апреля 1988 г. по 31 августа 1990 г. в должности фельдшера в Аскизском пансионе-интернате, с 1 сентября 1990 г. по 23 января 1994 г. в должности медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установив, что в спорные периоды работы в Аскизском пансионе-интернате и в Аскизской вспомогательной школе- интернате истец осуществляла лечебную деятельность в должности фельдшера, медицинской сестры, пришел к выводу о незаконности решения ответчика, возложив на ГУ - УПФ РФ в г..Абакане обязанность по включению их в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 3
месяца), поскольку лечебная деятельность истца протекала в сельской местности.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласилась с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения в специальный страховой стаж истца периодов работы с 1 апреля 1988 г. по 31 августа 1990 г. в качестве фельдшера в Аскизском пансионе-интернате и с 1 сентября 1990 г. по 31 декабря 1991 г. в качестве медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате.
Между тем, установив, что Аскизская вспомогательная школа-интернат, не относится к лечебно-профилактическим учреждениям, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованности выводов суда первой инстанции о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 18 июня 2019 г. N в части невключения в специальный стаж Сюптерековой Ольги Яковлевны периода работы с 1 января 1992 г. по 23 января 1994 г. в должности медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате, об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) включить Сюптерековой Ольге Яковлевне в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 1 января 1992 г. по 23 января 1994 г. в должности медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 13 марта 2019 г, в связи с чем в указанной части отменил решение суда первой инстанции и принял в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими исследованным судом доказательствам, которым, исходя из требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая правовая оценка.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Приложением 7 к настоящему Федеральному закону предусмотрено, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году, такая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
С учетом переходного периода, установленного частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (статья 10).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (далее - Перечень N 1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Судом первой инстанции установлено, что Сюптерекова О.Я. 1 апреля 1988 г. была принята фельдшером в Аскизский пансион-интернат на полном гособеспечении Аскизского РОНО, 1 сентября 1990 г. переведена медсестрой в Аскизскую вспомогательную школу-интернат, уволена 20 сентября 1995 г. по собственному желанию.
Согласно справкам работодателей от 17 января 2019г. N, от 29 апреля 2019г. N, работа выполнялась в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели.
В период работы Сюптерековой О.Я. с 1 апреля 1988 г. по 31 августа 1990 г. в качестве фельдшера в Аскизском пансионе-интернате имелся медицинский кабинет для обслуживания воспитанников интерната, в штатных расписаниях на 1987-1988, 1989, 1990 г.г. была предусмотрена штатная единица фельдшера.
Также установлено и подтверждается информацией ГБОУ РХ "Аскизская школа-интернат" от 1 ноября 2019 г. N, в период работы Сюптерековой О.Я. с 1 сентября 1990 г. по 23 января 1994 г. медицинской сестрой в Аскизской вспомогательной школе-интернате имелся медицинский блок, где работали медицинские работники.
В штатных расписаниях Аскизской вспомогательной школы-интерната на 1990 - 1993 г.г. предусмотрены 4 ставки медицинской сестры для круглосуточного дежурства. Сводная ведомость тарификации работников на 1994 год также содержит сведения о наличии в штате учреждения 4 ставок медицинской сестры для круглосуточного дежурства.
В соответствии с архивной справкой о реорганизации от 1 ноября 2019г. N в настоящее время Аскизская вспомогательная школа-интернат имеет наименование государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия "Аскизская школа-интернат".
Отказывая во включении данных периодов в специальный страховой стаж, ответчик исходил из того, что разделом "Наименование учреждений" Списка N 781 учреждения "пансион-интернат", "вспомогательная школа- интернат" не предусмотрены.
Разрешая исковые требования в указанной части требований, суд первой инстанции пришел к выводу, с правомерностью которого обоснованно согласилась апелляционная инстанция, что к спорным периодам подлежат применению Перечень N 1397 (до 1 января 1992 г.) и Список N 464 (с 1 января 1992 г.).
Перечнем N 1397 предусмотрены фельдшеры, медицинские сестры детских учреждений и учебных заведений, в том числе школ-интернатов и школьных интернатов всех наименований.
Поскольку согласно указанному Перечню правом на пенсию за выслугу лет пользовались фельдшеры и медицинские сестры детских учреждений и учебных заведений, в том числе школ-интернатов и школьных интернатов всех наименований, вывод суда о включении периода работы Сюптерековой О.Я. с 1 апреля 1988 г. по 31 августа 1990 г. в качестве фельдшера в Аскизском пансионе-интернате, с 1 сентября 1990 г. по 31 декабря 1991 г. в качестве медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", является правомерным, поскольку соответствует нормам действующего законодательства.
Вместе с тем, проверяя решение суда первой инстанции о включении в специальный страховой стаж Сюптерековой О.Я. периода ее работы с 1 января 1992 г. по 23 января 1994 г. медицинской сестрой в Аскизской вспомогательной школе-интернате, судебная коллеги правомерно с ним не согласилась, поскольку правильно применив к спорному периоду Список N 464, суд первой инстанции не учел, что данным Списком предусмотрены врачи и средний медицинский персонал лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Аскизская вспомогательная школа-интернат к лечебно-профилактическим учреждениям не относится, а Перечень N 1397 позволяет зачесть работу в данном учреждении только до 1 января 1992 г.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы правильным является вывод суда апелляционной инстанции, что решение суда в части признания незаконным решения Управления от 18 июня 2019 г. N о невключении периода работы Сюптерековой О.Я. с 1 января 1992 г. по 23 января 1994 г. в должности медицинской сестры в Аскизской вспомогательной школе-интернате в специальный страховой стаж и возложении на ответчика обязанности по включению данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, является незаконным, в связи с чем правомерно отменено судом апелляционной инстанцией в данной части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку без учета периода работы истца с 1 января 1992 г. по 23 января 1994 г. специальный стаж на дату обращения к ответчику составляет менее 30 лет, суд апелляционной инстанции также правильно пришел к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 13 марта 2019 г, в связи с чем, правомерно отменил решение суда в данной части и принял новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку они повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном постановлении и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, основаны на неправильном толковании норм права, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 14 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сюптерековой Ольги Яковлевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.