Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Умыскова Н.Г., рассмотрев гражданское дело N 2-976/2020-1 (УИД N 54MS0113-01-2020-001747-73) по иску Сулеймановой Вероники Артуровны, Кулаева Ивана Александровича к акционерному обществу "Авиакомпания "Сибирь" о защите прав потребителя, по кассационной жалобе Сулеймановой Вероники Артуровны, Кулаева Ивана Александровича на решение мирового судьи 2-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области, и.о. мирового судьи 1-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области, от 6 октября 2020 г., апелляционное определение Обского городского суда Новосибирской области от 21 января 2021 г.,
УСТАНОВИЛА:
Сулейманова Вероника Артуровна (далее - Сулейманова В.А.), Кулаев Иван Александрович (далее - Кулаев И.А.) обратились с иском к акционерному обществу "Авиакомпания "Сибирь" (далее - АО "Авиакомпания "Сибирь") в котором просили взыскать с ответчика в пользу Сулеймановой В.А. денежную сумму, уплаченную за авиабилеты в размере 11 328 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя; в пользу Кулаева И.А. - денежную сумму, уплаченную за авиабилеты в размере 11 328 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Требования мотивированы тем, что Сулеймановой В.А. 10 февраля 2020 года на официальном сайте www.S7.ru куплены авиабилеты:
1. N, рейс S7 5003 по маршруту Новосибирск-Санкт- Петербург, дата вылета 29 апреля 2020 г.; рейс S7 5006 по маршруту Санкт- Петербург - Новосибирск, дата вылета 6 мая 2020 г. Авиабилет N куплен на имя Кулаева И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
2. N, рейс S7 5003 по маршруту Новосибирск- Санкт-Петербург, дата вылета 29 апреля 2020 года; рейс S7 5006 по маршруту Санкт-Петербург-Новосибирск, дата вылета 6 мая 2020 года.
За вышеуказанные авиабилеты Сулейманова В.А. безналичным расчетом с применением ее банковской карты, открытой в Сбербанке России на ее имя, оплатила денежную сумму в размере 23 056 рублей.
В связи с распространением на территории Российской Федерации инфекционного заболевания - Коронавирус COVID-19, 11 апреля 2020 года истцы обратились к ответчику с заявлением о расторжении договора перевозки и возврате стоимости перевозки.
Решением мирового судьи 2-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области, и.о. мирового судьи 1-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области, от 6 октября 2020 г. исковые требования Сулеймановой В.А, Кулаева И.А. к АО "Авиакомпания "Сибирь" о защите прав потребителя оставлены без удовлетворения
Апелляционным определением Обского городского суда Новосибирской области от 21 января 2021 г. решение мирового судьи 2-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области, и.о. мирового судьи 1-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области, от 06 октября 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Сулеймановой В.А, Кулаева И.А. - без удовлетворения
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления и принять новое судебное постановление, которым заявленные исковые требованиях удовлетворить в полном объеме. Со ссылкой на статью 451 Гражданского кодекса Российской Федерации указали на существенное изменение обстоятельств, из которых они исходили, заключая договор воздушной перевозки.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что основания для отмены судебных постановлений, по доводам жалобы, отсутствуют..
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений норм материального и процессуального права не было допущено при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10 февраля 2020 г. на официальном сайте АО "Авиакомпания "Сибирь" истцами приобретено два авиабилета по невозвратному тарифу, на имя пассажиров Сулеймановой В.А. и Кулаева И.А. по маршруту Новосибирск - Санкт-Петербург и обратно, общей стоимостью с учетом сервисного сбора 23 056 рублей.
11 апреля 2020 г. истец Сулейманова В.А. направила в адрес ответчика претензию с просьбой вернуть денежные средства за авиабилеты в связи с введенными ограничительными мерами, связанными с распространением коронавирусной инфекцией. 2 июля 2020 г. истец Кулаев И.А. также обратился в адрес ответчика с претензией и просьбой возвратить 100% стоимости денежных средств за билеты в сумме 23 056 рублей. Ответы по указанным претензиям ответчиком не представлены.
Рейс S7 5003 по маршруту Новосибирск - Санкт-Петербург состоялся 29 апреля 2020, а рейс S7 5006 Санкт-Петербург -Новосибирск состоялся 6 мая 2020 г.
Отказывая истцам в удовлетворении исковых требований, мировой судья, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 784, пунктами 1, 2 статьи 786, пунктами 1, 2 статьи 790, пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса, пунктами 1, 1.1 статьи 103, пунктом 2 статьи 105, статей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N82 (в ред. от 14 января 2019 г.), Постановлением Правительства Российской Федерации N 991 от 6 июля 2020 г. "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части", указав, что истцы не лишены права на получение денежных средств, уплаченных за авиабилеты, в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2020 г. N 991, поскольку договоры авиаперевозки подлежали исполнению с 18 марта 2020 года, исходил из того, что в настоящее время срок для возврата не наступил, следовательно, требования истцов о взыскании стоимости авиабилетов в размере 23 056 рублей преждевременны, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции по доводам жалобы не имеется.
Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 107.2, устанавливающей особый порядок возврата пассажиру провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, (введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации авиакомпания обязана вернуть пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки, независимо от того, заключены ли они по "возвратному" или по "невозвратному" тарифу в случае отказа пассажира от перевозки или отмены перевозчиком рейса в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Данные правила применяются к договорам воздушной перевозки пассажира, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, и заключенные до 1 мая 2020 г. (согласно пункту 1 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утвержденного постановлением правительства российской Федерации от 6 июля 2020 г. N991.
Таким образом, к указанным договорам положения статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 227 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N82 (о добровольных и вынужденных отказах), не применяются.
По указанным договорам статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено императивное требование о возврате провозной платы, а порядок и сроки возврата установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства N991 от 6 июля 2020 г.
Постановление Правительства устанавливает обязанность перевозчика принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки.
Для зачета ранее оплаченной суммы в счет оплаты услуг по перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту или получения дополнительных услуг пассажиру нужно направить перевозчику уведомление.
При этом устанавливается право пассажира на выбор любого из способов направления такого уведомления (через сайт перевозчика в сети "Интернет", посредством почтового отправления или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика) и обязанность перевозчика направить пассажиру в течение 20 календарных дней подтверждение способом, который пассажир указал в своем уведомлении.
Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.
Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.
В случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата должна быть возвращена пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Таким образом, при отмене в связи с COVID-19 перевозчиком рейса или отказе пассажира от поездки ввиду изменения перевозчиком условий договора пассажир имеет право (статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации; часть 3 статьи 24 Федерального закона от 8 июня 2020 г. N166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"; статья 1, подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; пункт 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих"; пункты 1 - 6 Постановления Правительства РФ от 6 июля 2020 г. N991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части":
- в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, зачесть оплату по нему в счет оплаты услуг по иному рейсу;
- по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, вернуть уплаченную сумму.
Судья кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что оснований для возврата истцам денежных средств до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, у ответчика не имелось. К категории граждан, для которых установлен иной срок возврата, истцы не относится.
Доводы заявителей, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и не могут быть признаны основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений, по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, между тем, право оценки допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии с положениями ст. ст. 67, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принадлежит суду первой и апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции признаются кассационным судом соответствующими установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального права на основе полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
Результаты оценки доказательств судами подробно изложены в судебных постановлениях, оснований не согласиться с которыми у кассационной инстанции не имеется. Судебные постановления основаны только на относимых и допустимых доказательствах, а кассационная жалоба повторяет правовую позицию ответчика, выраженную в суде апелляционной инстанции, сводится к несогласию с оценкой представленных по делу доказательств.
Учитывая изложенное, а также то, что нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение мирового судьи 2-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области, и.о. мирового судьи 1-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области, от 6 октября 2020 г, апелляционное определение Обского городского суда Новосибирской области от 21 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сулеймановой Вероники Артуровны, Кулаева Ивана Александровича - без удовлетворения.
Судья Н.Г. Умыскова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.