Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Варнавской Л.С, Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1120/2020 (УИД 70RS0005-01-2020-002560-71) по исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в интересах Тагильцевой Людмилы Сергеевны к администрации Корниловского сельского поселения Томского района Томской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
по кассационной жалобе представителя администрации Томского района Томской области Крутовской К.В. на решение Томского районного суда Томской области, от 17 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Томского района Томской области, действуя в интересах Тагильцевой Л.С, обратился в суд с иском к Администрации Корниловского сельского поселения Томского района Томской области, в котором просил признать за Тагильцевой Л.С. право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Корниловского сельского поселения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Администрацию Корниловского сельского поселения включить Тагильцеву Л.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Корниловского сельского поселения.
В обоснование требований указал, что постановлением Администрации Шегарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N Лещенко Г.И. назначена опекуном над Тагильцевой Л.С. Личное дело Тагильцевой Л.С. передано отделом по опеке и попечительству Администрации Томского района в отдел опеки и попечительства Администрации Шегарского района по месту жительства Тагильцевой Л.С. и её опекуна. В период с ДД.ММ.ГГГГ Тагильцева Л.С. проживала с Лещенко Г.И, по "адрес" В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, включена не была. Закрепленное за Тагильцевой Л.С. жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии. В период с ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ОГБПОУ "Томский коммунально-строительный техникум". В период с ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно в отдел по опеке и попечительству Администрации Томского района, отдел опеки и попечительства Администрации Шегарского района, Администрацию Корниловского сельского поселения с заявлениями о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась. В настоящее время Тагильцева Л.С. зарегистрирована по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ г. ею на средства материнского (семейного) капитала приобретено жилое помещение, общей площадью 35, 8 кв.м, расположенное по "адрес". Вместе с тем, проживать в указанном помещении не представляется возможным, так как у Тагильцевой Л.С. "данные изъяты", а общая площадь указанного жилого помещения составляет менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека на территории Пашковского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ г. Тагильцева Л.С. обратилась в Администрацию Корниловского сельского поселения с заявлением о включении ее в список детей-сирот в соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N. Администрацией Корниловского сельского поселения во включении в указанный список отказано, поскольку жилое помещение, расположенное по "адрес" непригодным для проживания не признано, а 23-летний возраст для своевременного включения её в список детей-сирот прошел.
Решением Томского районного суда Томской области от 17 сентября 2020 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме. За Тагильцевой Л.С. признано право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Корниловского сельского поселения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На Администрацию Корниловского сельского поселения возложена обязанность включить Тагильцеву Л.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Корниловского сельского поселения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 февраля 2021 г, с учетом определения об исправлении описки от 14 апеля 2021 г, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Томского района Томской области Крутовская К.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Кассатор указывает, что гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью должна быть реализована до достижения 23 летнего возраста. Закрепленное за Тагильцевой Л.С. жилое помещение непригодным не признано. По достижению совершеннолетия Тагильцева Л.С. могла самостоятельно совершать юридически значимые действия, однако судьбой закрепленного за ней жилого помещения не интересовалась, меры по сохранности жилого помещения не предпринимала, в Администрацию Корниловского сельского поселения не обращалась. Уважительных причин, в силу которых Тагильцева Л.С. своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по делу не установлено.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения прокуратуры Томской области.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца прокуратуры Томского района Томской области Маслакова О.Г. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Лещенко (Тагильцева) Л.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ г, в графе "мать" указана Лещенко Е.В, в графе "отец" - Лещенко С.И. Лещенко С.И. умер ДД.ММ.ГГГГ г, Лещенко Е.В. по решению Томского районного народного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. лишена родительских прав, в том числе в отношении Лещенко (Тагильцевой) Л.С.
Постановлением Администрации Шегарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N Лещенко Г.И. назначена опекуном над Лещенко Л.С. и Лещенко Д.С. Постановлением Муниципалитета Томского района N от ДД.ММ.ГГГГ г. за "данные изъяты" и Лещенко Л.С. закреплена жилая площадь по "адрес"
Из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что дом N по "адрес" после смерти отца Тагильцевой Л.С. Лещенко С.И. на родственников не оформлен, санитарное состояние жилого помещения не удовлетворительное, требуется капитальный ремонт.
Из ответа Главы Корниловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что вышеуказанный жилой дом на основании договора передачи муниципального жилья в собственность гражданам от ДД.ММ.ГГГГ г. N принадлежал на праве собственности Лещенко Е.В. Состав семьи: Лещенко Р.С, Лещенко М.С, Лещенко Д.С, Лещенко Л.С. Решение о пригодности (непригодности) данного жилого дома для проживания не принималось.
После заключения брака ДД.ММ.ГГГГ г. Лещенко Л.С. присвоена фамилия - Тагильцева.
ДД.ММ.ГГГГ г. Тагильцева Л.С. обратилась с заявлением к Главе Корниловского сельского поселения и просила постановить её на очередь по обеспечению жилым помещением.
Согласно ответу и.о. главы Администрации Корниловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. N Тагильевой Л.С. отказано во включении в Список детей - сирот. В настоящее время собственником земельного участка, расположенного по адресу "адрес", является Буторова А.Ф. Тагильцева Л.С. значится зарегистрированной по указанному адресу, в похозяйственной книге открыт лицевой счет. Жилой дом нуждается в капитальном ремонте и непригоден для проживания. Тагильцева Л.С. обращалась с заявлением о признании жилого дома непригодным для проживания в ДД.ММ.ГГГГ, однако, документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, представлены не были. Сведения о зарегистрированных правах на жилой дом отсутствуют. В связи с чем Тагильцевой Л.С. было отказано в рассмотрении заявления.
Как следует из ответа начальника отдела по опеке и попечительству Томского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N по сведениям, имеющимся в отделе по опеке и попечительству Управления по социальной политике Администрации Томского района, опека над Лещенко Л.С. устанавливалась Администрацией Шегарского района по месту жительства несовершеннолетней. В Администрации Томского района личное дело на Лещенко Л.С. не заводилось. Информация о том, кто и в какой период являлся опекуном Лещенко Л.С, отсутствует, по какому адресу проживала Лещенко Л.С, неизвестно. Постановлением Муниципалитета Томского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N "О закреплении жилой площади за "данные изъяты" за Лещенко Л.С. было закреплено жилое помещение, расположенное по "адрес".
Администрация Шегарского района Томской области сообщила, что Тагильцева Л.С. ранее относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с ДД.ММ.ГГГГ. и до совершеннолетия находилась под опекой у Лещенко Г.И, проживала "адрес" На учёт лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения, Тагильцева Л.С. не поставлена в связи с тем, что за ней закреплено жилое помещение, основания для открепления вышеуказанного жилья отсутствовали.
В период с ДД.ММ.ГГГГ Тагильцева (Лещенко) Л.С. обучалась в ОГБПОУ "Томский коммунальностроительный техникум". Представители учебного заведения неоднократно направляли запросы на имя начальника отдела опеки и попечительства Администрации Томского района с просьбой сообщить о состоянии жилья, закрепленного за учащейся. При этом сообщали, что Лещенко (Тагильцева) Л.С. в ДД.ММ.ГГГГ года заканчивает ПУ - 27 и намерена вернуться на постоянное место жительства по адресу закрепленного жилья. Ответов на запросы получено не было.
До настоящего времени Тагильцева Л.С. не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ г. Тагильцевой Л.С. на средства материнского (семейного) капитала приобретено жилое помещение, общей площадью 35, 8 кв. м, расположенное по "адрес" Проживание в указанном помещении не представляется возможным, так как у Тагильцевой Л.С. имеется четверо малолетних детей, а общая площадь указанного жилого помещения составляет менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
Удовлетворяя исковые требования суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что органами опеки и попечительства не приняты должные меры по соблюдению жилищных прав Тагильцевой Л.С. как до достижения ею совершеннолетия, так и по окончании ею учебного заведения, самостоятельно защищать свои права она возможности не имела, своевременно не была поставлена на учет лиц, из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по не зависящим от неё причинам.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397, в список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 ДД.ММ.ГГГГ г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доводы кассационной жалобы в части незаконности удовлетворения исковых требований в связи с достижением Тагильцевой Л.С. 23-летнего возраста основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы кассационной жалобы в части недоказанности наличия уважительных причин, в силу которых Тагильцева Л.С. своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, сводятся к оценке доказательств по делу и установлению фактических обстоятельств, а поэтому не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права.
Нарушений норм процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Томского районного суда Томской области от 17 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 февраля 2021 г. с учетом определения об исправлении описки от 14 апреля 2021 г, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Томского района Томской области Крутовской К.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.