Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Фроловой Т.В.
судей: Гусева Д.А, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2546/2020, УИД N по иску Бодаевского И.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж
по кассационной жалобе Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области- Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения Бодаевского И.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бодаевский И.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж.
Требования мотивированы тем, что 15 июля 2019 г. истец обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) с заявлением N о назначении страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-Ф3 "О страховых пенсиях".
14 октября 2019 г. Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) решением N 592037/19 отказало истцу в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-Ф3, мотивируя отказ отсутствием у истца стажа на соответствующих видах работ.
Истец указывает на то, что у ответчика в специальный стаж истца не были включены, в том числе, периоды работы:
- с 5 августа 1985 г. по 28 февраля 1990 г. (04 года 06 месяцев 24 дня) - мастер на участке N3 в Строительном управлении Кемеровских электростанций, так как из представленных документов не усматривается занятость на строительстве зданий и сооружений - в промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций, что предусмотрено Списком от 22 августа 1956 г. N 1173 и Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10 должность "мастер" не предусмотрена. Стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден;
- с 10 июня 1991 г. по 11 марта 1993 г. (l год 09 месяцев 01 день) - прораб в малом предприятии "Факт", так как из представленных документов не усматривается занятость на строительстве зданий и сооружений в промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций, что предусмотрено Списком от 22 августа 1956 г. N1173, а также из представленных документов не усматривается занятость на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, что предусмотрено Списком N2 от 26 января 1991 г. N10. Стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден;
- с 24 февраля 1999 г. по 27 октября 1999 г. (08 месяцев 03 дня) - старший прораб в СМУ ОЭС АО "Кузбассэнерго" УС "Кузбассгидроэнергострой", так как Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10 "старшие прорабы" не предусмотрены, страхователем страховой стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями. Страхователь снят с учета 31 августа 2006 г.;
- с 28 октября 1999 г. по 25 мая 2000 г. (06 мес. 28 дней)- мастер в СМУ ОЭС АО "Кузбассэнерго" УС "Кузбассгидроэнергострой", так как Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10 должность "мастер" не предусмотрена, стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден, страхователем стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями. Страхователь снят с учета 31 августа 2006 г.
Истец считает решение N от 14 октября 2019 г. УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) незаконным и необоснованным.
С учетом уточнения заявленных требований истец просит признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) N от 14 октября 2019 г. об отказе истцу в установлении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи З0 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-Ф3 "О страховых пенсиях"; обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) включить в льготный стаж истца следующие периоды работы:
- с 5 августа 1985 г. по 23 февраля 1987 г. (l год 6 месяцев 18 дней) - мастером в СУ КЭС (Строительном управлении Кемеровских электростанций);
- с 27 июля 1987 г. по 28 февраля 1990 г. (2 года 7 месяцев 01 день) - мастером в СУ КЭС (Строительном управлении Кемеровских электростанций);
- с 10 июня 1991 г. по 11 марта 1993 г. (l год 9 месяцев l день) - прорабом в Малом предприятии "Факт";
- с 28 октября 1999 г. по 25 мая 2000 г. (6 месяцев 28 дней) - мастером в СУ ГПО ОАО "КГЭС" (Строительное управление гражданских и промышленных объектов ОАО "Кузбассгидроэнергострой").
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) принять решение о назначении истцу досрочной страховой пенсии с даты обращения за ее назначением - 16 июля 2019 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 января 2021 г, требования Бодаевского И.А. удовлетворены частично.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 14 октября 2019 года N об отказе в установлении пенсии признано незаконным.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Бодаевскго И.А. следующие периоды:
- с 5 августа 1985 г. по 23 февраля 1987 г. - в должности мастера в СУ КЭС (Строительном управлении Кемеровских электростанций);
- с 27 июля 1987г. по 28 февраля 1990 г. (за исключением периода с 8 января 1990 г. по 31 января 1990 г. - повышение квалификации г. Ленинград) - в должности мастера в СУ КЭС (Строительном управлении Кемеровских электростанций);
- с 10 июня 1991 г. по 11 марта 1993 г. - в должности прораба в Малом предприятии "Факт";
- с 28 октября 1999 г. по 25 мая 2000 г. - в должности мастера в СУ ГПО ОАО "КГЭС" (Строительное управление гражданских и промышленных объектов ОАО "Кузбассгидроэнергострой").
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Бодаевскому И.А. досрочную страховую пенсию по старости с 16 июля 2019 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Взысканы с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в пользу Бодаевского И.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес"- Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 января 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных. При этом, кассатор указывает на то, что периоды работы истца с 5 августа 1985 г. по 23 февраля 1987 г. с 27 июля 1987 г. по 28 февраля 1990 г. (2 года 7 месяцев 01 день) мастером в СУ КЭС (Специализированном управлении Кемеровских электростанций) не подлежат включению в специальный стаж, поскольку не усматривается занятость на строительстве зданий и сооружений: в промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций. Должность "мастер" соответствующими Списками не предусмотрена, стаж документально не подтвержден. По мнению кассатора, период с 10 июня 1991 г. по 11 марта 1993 г. не подлежит включению в специальный стаж, так как не подтверждается характер работ и занятость на строительстве реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов. Также, заявитель указывает на то, что период с 28 октября 1999 г. по 25 мая 2000 г. не подлежит включению в специальный стаж, так как должность "мастер" Списком N2 от 26 января 1991 г. N10 не предусмотрена, стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден, в том числе сведениями индивидуального персонифицированного учета.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области- Кузбасса (межрайонное), надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явился, сведений о причинах неявки не представил, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просил. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На кассационную жалобу Бодаевским И.А. принесены возражения.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Бодаевского И.А, возражавшего относительно удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 июля 2019 г. истец обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) с заявлением N о назначении страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
14 октября 2019 г. Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) решением N отказано истцу в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Ф3 "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N400-Ф3. Отказ мотививрован отсутствием у истца стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2. При этом в бесспорном порядке установлен специальный стаж - 04 года 07 месяцев 27 дней, при требуемом - 10 лет.
В специальный стаж, предусмотренный Списком N2 от 22 августа 1956 г. N1173, от 26 октября 1991 г. N10 не включены следующие периоды работы: - с 5 августа 1985 г. по 28 февраля 1990 г. (04 года 06 месяцев 24 дня) - мастер на участке N3 в Строительном управлении Кемеровских электростанций; - с 10 июня 1991 г. по 11 марта 1993 г. (l год 09 месяцев 01 день) - прораб в малом предприятии "Факт"; - с 24 февраля 1999 г. по 27 октября 1999 г. (08 месяцев 03 дня) - старший прораб в СМУ ОЭС АО "Кузбассэнерго" УС "Кузбассгидроэнергострой"; - с 28 октября 1999 г. по 25 мая 2000 г. (06 мес. 28 дней)- мастер в СМУ ОЭС АО "Кузбассэнерго" УС "Кузбассгидроэнергострой".
Согласно записям, содержащимся в трудовой книжке, Бодаевский И.А. в спорные периоды с 5 августа 1985 г. по 23 февраля 1987 г, с 27 июля 1987 г. по 28 февраля 1990 г.:
5 августа 1985 г. - принят на должность мастера на участок N СУ Кемеровских электростанций, пр. N-к от 31 июля 1985 г.; 1 марта 1990 г. переведен прорабом на участок N, пр. N от 30 февраля 1990 г.
Относительно спорного периода с 10 июня 1991 г. по 11 марта 1993 г. в трудовой книжке истца содержатся следующие записи: 10 июня 1991 г. принят прорабом в малое предприятие "Факт", пр. N от 10 июня 1991 г.; 11 марта 1993 г. уволен переводом в п/о "Северокузбассуголь" шахта им. Волкова, пр. N 3 от 11 марта 1993 г.
В спорный период с 28 октября 1999 г. по 25 мая 2000 г, Бодаевский И.А, работая в Строительном управлении гражданских и промышленных объектов ОАО "Кузбассгидроэнергострой" (СУ ГПО ОАО "КГЭС"), 28 октября 1999 г. переведен мастером (приказ N от 28 октября 1999 г.); 25 мая 2000 г. уволен по пункту 5 статьи 29 Кодекса законов о труде Российской Федерации переводом в ОАО "Кузбассгидроэнергострой" по согласованию между руководителями (приказ N-к от 25 мая 2000 г.).
Из заключения государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Кузбасса N от 25 сентября 2020 г. следует, что характер и условия труда работы Бодаевского И.А. в спорные периоды: с 5 августа 1985 г. по 23 февраля 1987 г, с 27 июля 1987 г. по 28 февраля 1990 г. (за исключением периода с 8 января 1990 г. по 31 января 1990 г. - повышение квалификации г. Ленинград) соответствовали характеру и условиям труда работы, предусмотренной Списком N от 22 августа 1956 г. N 1173.
Характер и условия труда работы Бодаевского И.А. в спорные периоды: - с 10 июня 1991 г. по 11 марта 1993 г.; - с 28 октября 1999 г. по 25 мая 2000 г. соответствовали характеру и условиям труда работы, предусмотренной Списком N 2 от 26 октября 1991 г. N 10.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, с учетом представленных в деле первичных документов, в том числе уточняющих справок работодателя о характере работы истца в спорные периоды, экспертного заключения Государственной экспертизы условий труда от 25 сентября 2020 г, суд первой инстанции пришел к выводу, что в спорные периоды работы истца: с 5 августа 1985 г. по 23 февраля 1987 г, с 27 июля 1987 г. по 28 февраля 1990 г. (за вычетом периода с 8 января 1990 г. по 31 января 1990 г.), с 10 июня 1991 г. по 11 марта 1993 г, с 28 октября 1999 г. по 25 мая 2000 г, характер работы истца, занимаемые им должности, соблюдение условия о полной занятости соответствуют параметрам, указанным в Списке N2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, а спорный период работы до 1 января 1992 г. соответствует Списку N2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил частично заявленные исковые требования о включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-Ф3 "О страховых пенсиях" и назначении истцу пенсии с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ) определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ назначается в том числе мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет.
В пункте "б" раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173, право на льготное пенсионное обеспечение установлено для мастеров (десятников) и прорабов.
В пункте "б" раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено для мастеров строительных и монтажных работ; производителей работ.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ. К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Разрешая спор по существу, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что к периодам работы истца с 5 августа 1985 г. по 23 февраля 1987 г, с 27 июля 1987 г. по 28 февраля 1990 г. мастером на участке N3 в специализированном управлении Кемеровских электростанций подлежит применению пункт "б" раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173, предусматривающего право на льготное пенсионное обеспечение для мастеров (десятников) и прорабов. При этом судами на основании первичных документов и заключения экспертного заключения Государственной экспертизы условий труда от 25 сентября 2020 г. N30 было установлено, что в спорные периоды истец работал мастером в организации, которая занималась строительно-монтажными работами по строительству тепловых электростанций и жилых домов.
В силу соответствия характера работы в период с 10 июня 1991 г. по 11 марта 1993 г. требованиям пункта "б" раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, судебными инстанциями указанный период был обоснованно включен в специальный стаж истца. Суд первой инстанции исходил из того, что совокупностью представленных по делу доказательств нашла свое подтверждение принадлежность малого предприятия "Факт" к строительной отрасли, осуществление предприятием общестроительных, монтажных работ.
Также судебные инстанции пришли к правомерному выводу о включении в специальный стаж истца периода работы с 28 октября 1999 г. по 25 мая 2000 г. (6 месяцев 28 дней) - мастером в СУ ГПО ОАО "КГЭС" (Строительное управление гражданских и промышленных объектов ОАО "Кузбассгидроэнергострой"), поскольку суду представлены доказательства подтверждающие льготный стаж истца, в том числе справка уточняющая льготный характер работы истца, заключение Государственной экспертизы условий труда от 25 сентября 2020 г. N30.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, повторяют доводы изложенные в апелляционной жалобе и являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Суды первой и апелляционной инстанций с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судами установлены правильно, выводы судов не противоречат материалам дела, мотивированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судами приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Тот факт, что суды первой и апелляционной инстанций не согласились с доводами ответчика, иным образом оценили доказательства и пришли к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения суда и апелляционного определения и не может служить основанием для их отмены.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Поскольку судами материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области- Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.