Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А. и Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело делу N55RS0001-01-2020-006932-55 (2-4399/2020) по иску Еськова А.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (межрайонное) об обязании включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе представителя Еськова А.Г. Анникова Н.А. на решение Кировского районного суда г. Омска от 3 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Еськов А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (межрайонное) (далее - УПФР в Омском районе Омской области (межрайонное)) об обязании включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указал на то, что 14 мая 2018г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 25 мая 2018 г. ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом ответчиком в специальный стаж не включены периоды работы с 20 февраля 1996 г. по 8 сентября 1997 г. в должности мастера на участке вращающихся механизмов в монтажно-ремонтом цехе на Экибастузском ТЭЦ, с 9 сентября 1997 г. по 2 марта 1998 г. в должности мастера по ремонту оборудования котельных и подготовительных цехов СБ ТЭЦ ТОО "Богатырь", с 4 марта 1998 г. по 5 марта 2001 г. в должности подземного электрослесаря на дренажной шахте разреза "Богатырь", с 11 марта 2001 г. по 8 августа 2002 г. в должности прораба на строительном участке в ТОО "Алвис", с 15 августа 2002 г. по 2 февраля 2007 г. в должности старшего прораба в ТОО "Алвис", а также не учтены отпуска без сохранения заработной платы с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2013 г, с 1 июля 2014 г. по 31 июля 2014 г, с 1 декабря 2014 г. по 31 декабря 2014 г, с 19 мая 2016 г. по 14 июня 2016 г.
Просил отменить решение ответчика от 25 мая 2018 г, обязать включить в стаж работы во вредных условиях труда периоды работы с 20 февраля 1996г. по 8 сентября 1997 г. в должности мастера на участке вращающихся механизмов в монтажно-ремонтном цехе на Экибастузском ТЭЦ, 9 сентября 1997 г. по 2 марта 1998 г. в качестве мастера по ремонту оборудования котельных и подготовительных цехов в СБ ТЭЦ ТОО "Богатырь", с 4 марта 1998 г. по 5 марта 2001 г. в качестве подземного электрослесаря на дренажной шахте разреза "Богатырь", с 11 марта 2001 г. по 8 августа 2002 г. в качестве прораба на строительном участке в ТОО "Алвис", с 15 августа 2002 г. по 2 февраля 2007 г. в качестве старшего прораба в ТОО "Алвис", с 13 октября 2015г. по 16 октября 2017 в АО "Мостострой 11" в качестве мастера строительных и монтажных работ, признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости, обязать назначить страховую пенсию с 14 мая 2018 г, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Омска от 3 декабря 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Включить в специальный стаж Еськова А.Г. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 4 марта 1998 г. по 5 марта 2001 г. в должности подземного электрослесаря на дренажной шахте разреза "Богатырь".
Взыскать с ГУ УПФР в Омском районе Омской области в пользу Еськова А.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Еськова А.Г. отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 марта 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Еськовым А.Г. ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Омска от 3 декабря 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 марта 2021 г. в неудовлетворенной части исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 14 мая 2018 г. Еськов А.Г. обратился в УПФР в Омской районе Омской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 25 мая 2018 г. N в назначении досрочной страховой пенсии Еськову А.Г. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По представленным документам стаж соответствующих видах работ составил 3 года 3 месяца 26 дней.
21 февраля 2020 г. данное решение в части включения в стаж на соответствующих видах работ пенсионным органом изменено, истцу в стаж на соответствующих видах работ дополнительно включен период работы с 15 июня 2016 г. по 16 октября 2017 г. мастером строительных и монтажных работ в акционерном обществе "Мостострой-11", стаж на соответствующих видах работ составил 4 года 1 месяц 11 дней.
Не были засчитаны периоды: с 20 февраля 1996 г. по 8 сентября 1997 г. в должности мастера на участке вращающихся механизмов в монтажно-ремонтном цехе на Экибастузском ТЭЦ Республики Казахстан, с 9 сентября 1997 г. по 2 марта 1998 г. в качестве мастера по ремонту оборудования котельных и подготовительных цехов в СБ ТЭЦ ТОО "Богатырь" Республики Казахстан, с 4 марта 1998 г. по 5 марта 2001 г. в качестве подземного электрослесаря на дренажной шахте разреза "Богатырь" Республики Казахстан, с 11 марта 2001 г. по 8 августа 2002 г. в качестве прораба на строительном участке ТОО "Алвис" Республики Казахстан, с 15 августа 2002г. по 2 февраля 2007 г. в качестве старшего прораба ТОО "Алвис" Республики Казахстан. С 11 ноября 1981 г. по 29 октября 1983 г. служба в Вооруженных Силах СССР.
Не были засчитаны отпуска без содержания, в назначении пенсии Еськову А.Г. отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Не согласившись с данным решением, Еськов А.Г. обратился в суд с настоящим иском о включении в специальный стаж вышеуказанных периодов работы на территории Республики Казахстан, назначении пенсии с 14 мая 2018г.
Разрешая спор, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что период работы Еськова А.Г. с 4 марта 1998 г. по 5 марта 2001 г. в должности подземного электрослесаря на дренажной шахте разреза "Богатырь" подлежит включению в специальный стаж в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в льготный стаж периодов работы на территории Республики Казахстан с 20 февраля 1996 г. по 8 сентября 1997 г. в должности мастера на участке вращающихся механизмов в монтажно-ремонтном цехе на Экибастузском ТЭЦ, с 9 сентября 1997 г. по 2 марта 1998 г. в качестве мастера по ремонту оборудования котельных и подготовительных цехов в СБ ТЭЦ ТОО "Богатырь", с 11 марта 2001 г. по 8 августа 2002 г. в качестве прораба на строительном участке ТОО "Алвис", с 15 августа 2002 г. по 2 июля 2007 г. в качестве старшего прораба ТОО "Алвис", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды не были засчитаны в специальный стаж истцу обоснованно.
Представителем истца Еськова А.Г. Анниковым Н.А. была подана апелляционная жалоба на решение Кировского районного суда г. Омска от 3 декабря 2020 г.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе представителя истца Еськова А.Г. Анникова Н.А, с выводом суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, в силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указаны возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 5 Правил N1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в стаж на работах с вредными и особо вредными условиями), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. на момент обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях"), В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Пунктом 1 указанного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 от 1991 года предусмотрены "мастер, старший мастер по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбиниого), топливоподачи и пылеприготовления) в местах его установки" (2140000б-23362).
Разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", Списка N 2 от 1991 года в подразделе "Руководители и специалисты" (код 2290100б-23419), предусмотрены "мастера строительных и монтажных работ" (код 2290100б-23419), "производители работ" (код 2290000б-24441).
Пунктом 5 Разъяснения от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N29, предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее восьмидесяти процентов рабочего времени.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж периоды работы с 20 февраля 1996 г. по 8 сентября 1997 г. в должности мастера на участке вращающихся механизмов в монтажно-ремонтном цехе на Экибастузском ТЭЦ, с 9 сентября 1997 г. по 2 марта 1998 г. в качестве мастера по ремонту оборудования котельных и подготовительных цехов в СБ ТЭЦ ТОО "Богатырь", оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе архивные справки от 8 ноября 2019 г. и от 5 октября 2020 г, личную карточку на имя Еськова А.Г, ведомости о начисления заработной платы за 1996, 1997, 1998 годы, суды установили, что истец в спорный период работал в должности мастера на участке вращающихся механизмов в монтажноремонтном цехе на Экибастузском ТЭЦ, с 9 сентября 1997 г. по 2 марта 1998г. в качестве мастера по ремонту оборудования котельных и подготовительных цехов в цехе централизованного ремонта N 2 ТЭЦ ТОО "Богатырь", при этом пришли к выводу о том, что из представленных документах не следует то, что истец в спорные периоды работал мастером по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления) в местах его установки.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы с 11 марта 2001 по 8 августа 2002 г. в качестве прораба на строительном участке ТОО "Алвис", с 15 августа 2002 г. по 2 июля 2007 г. в качестве старшего прораба ТОО "Алвис", суды, оценив имеющееся в деле доказательства, в том числе справку ТОО "Алвис" уточняющую стаж работы от 22 ноября 2019 г, признав указанную справку недопустимым доказательством, пришли к выводу о том, что сведений об особенностях работы истца в указанные периоды, определяющих ее характер и влияющих на досрочное назначение пенсии по старости, а именно о занятости истца в течение полного рабочего дня на выполнении работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов в качестве мастера строительных и монтажных работ, т.е. должности поименованной в Списке N 2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (п. "б" раздел XXVIII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", позиция 2290100б-24441), представленные в материалы дела документы не содержат.
При этом суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции правильно указал на то, что должность старшего прораба подразделом 22900000б-24441 раздела XXVII Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10, не предусмотрена.
Доводы жалобы о том, что обязанности старшего прораба определены на основе базовой должности производителя работ не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судами доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Выводы судов являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационный суд общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 3 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Еськова А.Г. Анникова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.