Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Папушиной Н.Ю. и Варнавской Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 02RS0011-01-2020-000447-32 по иску Шилиновой Татьяны Михайловны к администрации муниципального образования "Шебалинский район" об отмене решения об исключении из списка граждан получателей государственных сертификатов, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и восстановлении на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди в списке граждан получателей государственных жилищных сертификатов, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Шебалинский район" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 17 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шилинова Т.М. обратилась в суд с иском к администрации МО "Шебалинский район" об отмене решения жилищной комиссии от 26 февраля 2020 г. о снятии истца с учета, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, и исключении из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; восстановлении истца на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий; восстановлении в списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; признании жилого дома, расположенного по "адрес", непригодным для постоянного проживания, ссылаясь на то, что 26 февраля 2020 г. истца сняли с учета как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и исключили из списка участников подпрограммы по тому основанию, что семья истца состоит из двух человек и в собственности имеется дом, общей площадью 28, 8 кв.м, и на каждого члена семьи приходится 14, 4 кв.м, что превышает учетную норму на одного человека. Считает, что исключена из очереди незаконно, оснований для снятия ее с учета, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, не имелось.
Решением Шебалинского районного суда Республики Алтай от 4 декабря 2020 г. в удовлетворении иска Шилиновой Т.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 17 февраля 2021 г. решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 4 декабря 2020 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Шилиновой Т.М. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение жилищной комиссии администрации муниципального образования "Шебалинский район" от 26 февраля 2020 г. о снятии Шилиновой Татьяны Михайловны с учета как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и исключении из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Шилинова Татьяна Михайловна восстановлена на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списках граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищной субсидии.
С администрации муниципального образования "Шебалинский район" в пользу Шилиновой Т.М. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении заявления Шилиновой Т.М. о возмещении расходов по оплате услуг эксперта в размере 22799, 08 руб, расходов по оплате услуг представителя в размере 23000 руб. отказано.
Шилиновой Татьяне Михайловне возвращена излишне уплаченная государственная пошлина при подаче искового заявления в размере 600 руб. согласно чеку-ордеру от 4 августа 2020 г.
В кассационной жалобе администрации муниципального образования "Шебалинский район" ставит вопрос об обмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 17 февраля 2021 г, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Шилинова Т.М. с 14 ноября 2002 г. состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
С 2003 по 2020 гг. Шилинова Т.М. ежегодно подтверждала свое право быть участником и проходила перерегистрацию в качестве участника программы переселения.
Решением жилищной комиссии администрации МО "Шебалинский район" от 26 февраля 2020 г. на основании подпунктов "а", "в", "г" пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. N 879 Шилинова Т.М. снята с учета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и исключена из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по тому основанию, что супруг Шилинов А.С. имеет в собственности жилой дом, расположенный по "адрес", общей площадью 28.8 кв.м.; на основании справки о составе семьи от 6 февраля 2020 г. семья Шилиновой Т.М. состоит из 2 человек, учетная норма площади жилого помещения, из которого определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет, в размере по 14, 4 кв.м, превышает учетную норму на одного члена семьи. В 2015-2017 гг. состав семьи Шилиновой Т.М. состоял из трех человек, куда входил их сын Шилинов А.А, который в 2016 г. получил свидетельство о предоставлении ему социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Шилиновой Т.М, суд первой инстанции исходил из того, что члену семьи истца Шилинову А.А. (сыну) в 2016 г. была предоставлена социальная выплата, однако истец в своем заявлении о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, об исключении из числа членов семьи сына Шилинова А.А. не указала, в связи с чем решение жилищной комиссии администрации МО "Шебалинский район" от 26 февраля 2020 г. о снятии Шилиновой Т.М. с учета по подпунктам "а", "в" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, является правомерным; супругом истца Шилиновым А.С. в 2000 г. был приобретен жилой дом, расположенный по "адрес", общей площадью 28, 8 кв.м, следовательно, Шилинова Т.М. была поставлена на соответствующий учет в 2002 г. неправомерно, без достаточных к тому оснований, поскольку являлась членом семьи собственника жилого дома.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай не согласилась с выводами суда первой инстанции, посчитав их ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, отменила решение суда и, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (статей 1, 2) (действующего на момент возникновения спорных правоотношений), Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (статей 1) (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об исключении истца из списка), Жилищного кодекса РСФСР, Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (пунктом 2 статьи 6), Жилищного кодекса РФ (пункта 4, 6 1 статьи 56), приняла новое решение об удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования "Шебалинский район" сводятся к оспариванию выводов суда апелляционной инстанции о незаконности решения жилищной комиссии администрации МО "Шебалинский район" о снятии истца с жилищного учета.
Удовлетворяя требования Шилиновой Т.М, суд апелляционной инстанции исходил из представленных в материалы дела доказательств и требований приведенного закона, установил, что Шилинова Т.М. изначально, исходя из площади занимаемого жилого помещения и количества членов семьи, правомерно была поставлена на жилищный учет в улучшении жилищных условий, поскольку имела обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы на каждого члена семьи.
Так, жилой дом, расположенный по "адрес", общей площадью 28, 8 кв.м, на основании договора-купли- продажи от 19 мая 2000 г. находится в собственности Шилинова А.С.
Из справки администрации МО "Шебалинское сельское поселение" от 3 июня 2020 г. N 308 следует, что Шилинова Т.М. на 1 февраля 2002 г. была зарегистрирована по "адрес", и имела состав семьи: муж Шилинов А.С, сын Шилинов Е.А, сын Шилинов А.А, дочь ФИО.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что наличие в собственности супруга истца жилого помещения, общей площадью 28, 8 кв.м, находящегося за пределами упомянутых выше районов и местностей, изменение в последующем количественного состава семьи (с 5 человек на 2) не могут служить основанием для исключения семьи Шилиновых из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, семья Шилиновой могла быть исключена из указанного списка лишь в том случае, когда была бы обеспечена жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам предоставления жилых помещений, следует признать верным, не противоречащим закону. При этом судом апелляционной инстанции обоснованно признано, что получение Шилиновым А.А. (сыном) свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности основанием для исключения семьи Шилиновых из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, также не является, поскольку указанная социальная выплата предоставлена Шилинову А.А. без учета членов его семьи.
Также судом апелляционной инстанции установлено, Шилинов А.А. с 2015 г. не являлся членом семьи своих родителей, а сохранение постоянной регистрации по месту жительства до 2017 г. по "адрес", не свидетельствует о том, что Шилинов А.А. продолжал являться членом семьи истца, а из заявлений Шилиновой Т.М. о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на 2019 г, 2020 г, следует, что истец членом своей семьи указывала только супруга Шилинова А.С, что подтверждено представленными истцом в учетное дело справками администрации МО "Шебалинское сельское поселение" от 3 мая 2018 г, 23 мая 2019 г, 17 февраля 2020 г, Шилинов А.А. членом семьи Шилиновой Т.М. не значится.
При таких данных, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для снятия Шилиновой Т.М. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения ее из списка участников программы для получения жилищной субсидии по категории "Выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" следует признать правильным.
Обстоятельства, имеющие для разрешения дела, судом апелляционной инстанции определены верно, выводы суда подтверждены доказательствами, в обжалуемом судебном акте содержатся исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов, которые в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правильно определен характер правоотношений сторон и спор разрешен в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Доводы кассационной жалобы сводятся к ошибочному толкованию закона, переоценке установленных по делу обстоятельств, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены обжалуемого судебного постановления кассационная жалоба не содержат, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 17 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Шебалинский район" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.