Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шадриной Е.В, судей Головкиной Л.А. и Пластинина И.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-16/2021 по апелляционным жалобам Петрозаводского городского Совета и администрации Петрозаводского городского округа на решение Верховного Суда Республики Карелия от 31 марта 2021 года, которым удовлетворён административный иск общества с ограниченной ответственностью "ДСК Инвест" о признании не действующими в части решения Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года N XXVI/XX-361 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска" и решения Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа", Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, заключение прокурора Парфеновой Е.Г,
УСТАНОВИЛА:
Петрозаводским городским Советом 11 июля 2008 года принято решение N XXVI/XX-361 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска" (далее - Решение), которое 30 июля 2008 года опубликовано в издании "Информационный бюллетень" N 1.
Указанным Решением Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Генеральный план) утверждён в новой редакции.
На карте зон с особыми условиями Генерального плана отображены границы таких зон, в том числе границы санитарно-защитных зон, перечисленных в таблице 3-14 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация основных предприятий города".
Петрозаводским городским Советом 11 марта 2010 года принято решение N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" (далее - Правила). Данное решение 8 апреля 2010 года опубликовано в издании "Информационный бюллетень" N 25.
На карте зон с особыми условиями территории Правил отображены границы таких территорий.
Общество с ограниченной ответственностью "ДСК Инвест" (далее -Общество) обратилось в суд с административными исковыми требованиями, которыми с учётом уточнений просило признать недействующими Генеральный план и Правила в части включения земельного участка с кадастровым номером N в границы санитарно-защитной зоны машиностроения с чугунным и цветным литьём (3 класс опасности), санитарно-защитной зоны деревообрабатывающего комбината (ДОК) и санитарно-защитной зоны кладбища "Пески"; в части включения земельного участка с кадастровым номером N в границы санитарно-защитной зоны кладбища "Пески".
В обоснование заявленных требований указало, что нормативные правовые акты в оспариваемой части противоречат требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), поскольку установленные границы санитарно-защитных зон определены без решения и санитарно-эпидемиологического заключения главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права Общества как собственника земельных участков, поскольку препятствуют использованию их по целевому назначению.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 31 марта 2021 года признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план и Правила в части включения земельного участка с кадастровым номером N в границы санитарно-защитной зоны машиностроения с чугунным и цветным литьём (3 класс опасности), санитарно-защитной зоны деревообрабатывающего комбината (ДОК) и санитарно-защитной зоны кладбища "Пески"; в части включения земельного участка с кадастровым номером N в границы санитарно-защитной зоны кладбища "Пески".
В апелляционных жалобах Петрозаводский городской Совет и администрация Петрозаводского городского округа просят отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
На апелляционные жалобы прокуратурой Республики Карелия представлены возражения.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах и возражениях относительно них (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил застройки и землепользования относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
С учётом названных норм и положений статей 14, 19 Устава Петрозаводского городского округа, а также на основе надлежащей оценки доказательств судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка введения в действие, в том числе правил опубликования, и по этим основаниям не оспаривались.
Проверяя Генеральный план на предмет соблюдения процедуры его принятия, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии нарушений.
Согласно пункту 4 статьи 1, части 6, пункту 7 части 8 статьи 23, частям 2, 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются, в том числе санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Правила землепользования и застройки включают в себя, помимо прочего карту градостроительного зонирования.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В сфере градостроительства применяются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно пунктам 2.1, 3.1, 4.3 которых в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Согласно карте зон с особыми условиями Генерального плана и карте зон с особыми условиями территории Правил земельный участок с кадастровым номером N расположен в санитарно-защитной зоне машиностроения с чугунным и цветным литьём (3 класса опасности), санитарно-защитной зоне деревообрабатывающего комбината (ДОК) и санитарно-защитной зоне кладбища "Пески"; земельный участок с кадастровым номером N находится в границах санитарно-защитной зоны кладбища "Пески".
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 года N 66а-1259/2020 признаны недействующими решение Петрозаводского городского Совета N XXVI/XX-361 от 11 июля 2008 года "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска" и решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" в части включения в границы санитарно-защитной зоны кладбища "Пески" участка акватории Онежского озера.
Согласно данному судебному акту границы санитарно-защитной зоны кладбища "Пески" установлены с нарушением требований законодательства.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены в санитарно-защитной зоне кладбища "Пески", законность установления границ которой являлось предметом рассмотрения в рамках другого административного дела.
В таблице 3-14 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация основных предприятий города" Генерального плана для "ЗАО """ "ООО """ определён третий класс санитарной классификации объектов, с установлением размера санитарно-защитной зоны в 300 метров.
Тем не менее, решения и санитарно-эпидемиологические заключения Главного государственного санитарного врача Республики Карелия или его заместителя в отношении обеих санитарно-защитных зон не принимались.
При таких обстоятельствах является верным и вывод суда о нарушении приведенных положений законодательства при отображении в Генеральном плане и Правилах санитарно-защитной зоны машиностроения с чугунным и цветным литьём (3 класса опасности), санитарно-защитной зоны деревообрабатывающего комбината (ДОК).
Доводы апелляционных жалоб о правомерности установления санитарно-защитных зон со ссылкой на часть 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не опровергают выводов суда первой инстанции.
Положения пункта 3 части 8 статьи 26 названного Федерального закона предусматривают, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Между тем Генеральный план и Правила не устанавливают такие зоны, а только отображают их на соответствующей карте, что непосредственно следует из положений пункта 7 части 8 статьи 23 и части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Установление санитарно-защитных зон для объектов третьего класса опасности отнесено к компетенции Главного государственного санитарного врача Республики Карелия или его заместителя.
Вопреки доводам апелляционных жалоб действующее на момент разработки и утверждения Генерального плана градостроительное законодательство не предусматривало возможность отражения на схемах территориального планирования генерального плана санитарно-защитных зон для объектов третьего класса не установленных надлежащим образом.
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку представленных доказательств.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 31 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Петрозаводского городского Совета и администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.