Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Морозкова Е.Е., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания административный материал N9а-31/2021 по частной жалобе Фандеева Е.Ф. на определение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 09 июня 2021 года, которым административный иск возвращен,
УСТАНОВИЛ:
Фандеева Е.Ф. обратилась в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указав, что в период с 25.02.2020г. по 21.10.2020г. являлась собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019г. равна 3 927 210 руб. 07 коп.
Указанная кадастровая стоимость нежилого помещения нарушает права административного истца в части уплаты налога на имущество.
В соответствии с отчетом N рыночная стоимость нежилого помещения определена оценщиком в 2 121 000 руб. по состоянию на 01 января 2019г.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Карелия при министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее-Комиссия) от 13 апреля 2021г. в удовлетворении заявления Фандеева Е.Ф. о пересмотре кадастровой стоимости отказано.
Фандеева Е.Ф. просила установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости-2 121 000 руб. на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость-01.01.2019г.; обязать административных ответчиков внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", его рыночную стоимость в размере 2 121 000 руб.
Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 09 июня 2021г. административное исковое заявление Фандеева Е.Ф. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости возвращено административному истцу со всеми приложенными документами.
Административному истцу возвращена уплаченная им государственная пошлина в размере 2000 руб.
В частной жалобе Фандеева Е.Ф. просит определение судьи отменить. Ссылаясь на ч.ч.6, 7 ст.24 Федерального закона от 03.07.2016г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции Федерального закона от 31.07.2020г. N269-ФЗ)/далее-Федеральный закон N237-ФЗ/, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Фандеева Е.Ф. утверждает о том, что обращение ее в суд с административным иском является обоснованным, обращение в Комиссию не являлось обязательным, в связи с чем, оснований для возвращения ее административного иска по мотиву несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора у суда не имелось.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания, судьей единолично (части 2, 2.1 ст.315 КАС РФ.
Изучив частную жалобу, административный материал, прихожу к следующему.
Возвращая административный иск, судья указал, что кадастровая стоимость нежилого помещения была утверждена приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГг. N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия" по результатам проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом N237-ФЗ.
Ссылаясь на постановление правительства Республики Карелия от 09 марта 2021г. N72-п, судья сделал вывод о том, что с 01 апреля 2021г. на территории Республики Карелия для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке главы 25 КАС РФ введено обязательное предварительное обращение с заявлением об установлении их рыночной стоимости в соответствующее бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости таких объектов недвижимости (в Республике Карелия-ГБУ РК "Центр ГКО"), то есть федеральным законом установлен досудебный порядок разрешения спора. При этом, судья отметил, что наличие решения Комиссии от 13 апреля 2021г. не является доказательством соблюдения вновь установленного досудебного порядка, так как заявление подано Фандеева Е.Ф. в комиссию в порядке ст.22 Федерального закона N237-ФЗ, однако в силу указанного выше постановления правительства Республики Карелия от 09 марта 2021г. на территории Республики Карелия с 01 апреля 2021г. подлежит применению ст.22.1 Федерального закона N237-ФЗ, а не ст.22 Федерального закона N237-ФЗ. В определении разъяснено, что в соответствии с ч.7 ст.22.1 Федерального закона N237-ФЗ административный истец вправе обратиться с заявлением об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в уполномоченное бюджетное учреждение в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
С учетом приведенных доводов, определением судьи от 09 июня 2021г. административный иск Фандеева Е.Ф. возвращен по основаниям ч.2 ст.129 КАС РФ.
Обжалуемое определение судьи подлежит отмене, с разрешением вопроса по существу (п.2 ст.316 КАС РФ).
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в настоящее время регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 03 июля 2016г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее-Федеральный закон N237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020г. N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Требования к содержанию административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и перечень прилагаемых к такому административному иску документов приведены в ст.246 КАС РФ.
В частности, согласно п.6 ч.2 ст.246 КАС РФ к административному иску об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости надлежит прикладывать документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, в случаях, установленных федеральным законом.
В частях 4 и 5 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приведены основания для оставления административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости без движения и для возвращения названного административного иска административному истцу.
Статьей 24.18 Федерального закона N135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
03 июля 2016г. принят Федеральный закон N237-ФЗ, который урегулировал отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
В частности, статьей 22 Федерального закона N237-ФЗ урегулирован порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из положений ч.6 ст.24 и ч.1 ст.25 Федерального закона N237-ФЗ следовало, что положения данного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 01 января 2017г.
Федеральным законом N269-ФЗ в Федеральный закон N237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020г.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 г. по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 г. либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со ст.22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Постановлением правительства Республики Карелия от 09 марта 2021г. N72-П "Об установлении даты перехода к применению на территории Республики Карелия положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости" (далее- постановление N72-П) определена дата начала применения на территории Республики Карелия статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ (в редакции федерального закона N269-ФЗ).
Постановление N72 -п официально опубликовано и вступило в силу (10.03.2021г.).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административный иск административному истцу, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Как следует из представленного материала, 26 марта 2021г. Фандеева Е.Ф. обратилась в Комиссию с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, установлении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
На заседании Комиссии 06 апреля 2021г. заявление Фандеевой Е.Ф. отклонено в связи с тем, что представленный ею Отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, выполнен с нарушениями федеральных стандартов оценки, существенным образом влияющих на стоимость объекта оценки. Соответствующее решение Комиссии направлено Фандеевой Е.Ф. 13 апреля 2021г.
07 июня 2021г. Фандеева Е.Ф. обратилась с административным иском в суд об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, ссылаясь на наличие указанного выше решения Комиссии, с которым была не согласна.
Как следует из административного иска, приложенного материала оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена по состоянию на 01.01.2019г. в соответствии с Федеральным законом N237-ФЗ.
Проанализировав вышеуказанные акты в совокупности, суд сделал правильный вывод о том, что административный иск Фандеевой Е.Ф. не может быть принят к производству суда.
Однако, вывод суда о том, что с 1 апреля 2021г. на территории Республики Карелия введен досудебный порядок разрешения спора по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости, является ошибочным и не основан на приведенном выше регулировании.
Постановлением N72-П на территории Республики Карелия с 01 апреля 2021г. введен не досудебный порядок, а внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона N237-ФЗ (в редакции Федерального закона N269-ФЗ).
При этом, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 КАС РФ (как правильно отметил суд), может быть оспорено только решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости (ч.15 ст.22.1 Федерального закона N237-ФЗ в редакции Федерального закона N269-ФЗ).
Таким образом, административное исковое заявление Фандеевой Е.Ф. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленных в соответствии с Федеральным законом N237-ФЗ (а не об оспаривании решений соответствующего бюджетного учреждения) не подлежит рассмотрению в судебном порядке, установленном главой 25 КАС РФ, поскольку данный вопрос подлежит разрешению во внесудебном порядке, а именно подлежит рассмотрению в соответствующем бюджетном учреждении.
Таким учреждением на территории Республики Карелии является ГБУ РК "Центр ГКО".
Соответственно, в принятии административного искового заявления Фандеевой Е.Ф. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости надлежало отказать по основаниям п. 1 ч.1 ст.128 КАС РФ, а не возвращать административный иск Фандеевой Е.Ф. по основаниям ч.2 ст.129 КАС РФ.
Данное толкование приведенных норм согласуется с разъяснениями законодательства Российской Федерации, содержащихся в ответах на вопросы в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2021).
Таким образом, обжалуемое определение подлежит отмене с разрешением вопроса по существу (п.2 ст.316 КАС РФ).
Соответственно, обжалуемое определение подлежит отмене с вынесением определения об отказе в принятии административного иска Фандеевой Е.Ф. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по основаниям п. 1ч.1 ст.128 КАС РФ.
Уплаченную Фандеевой Е.Ф. государственную пошлину за обращение в суд с настоящим административным иском в размере 300 руб.(чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГг. ПАО Сбербанк Карельское отделение N, номер операции 2) надлежит возвратить Фандеевой Е.Ф. по основаниям ч.2 ст.128 КАС РФ.
Ссылка Фандеевой Е.Ф. на наличие правовых оснований для принятия ее административного иска к производству суда несостоятельна в силу вышеизложенного.
Руководствуясь статьями 313 - 316 КАС РФ, судья
определил:
определение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 09 июня 2021г. отменить, в принятии административного искового заявления Фандеева Е.Ф. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости-2 121 000 руб. на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость-01.01.2019г.; об обязании административных ответчиков внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", его рыночную стоимость в размере 2 121 000 руб, отказать.
Возвратить Фандеева Е.Ф. государственную пошлину, уплаченную согласно чек -ордеру от ДД.ММ.ГГГГг. в размере 300 руб. (ПАО Сбербанк Карельское отделение N, номер операции 2).
Частную жалобу Фандеева Е.Ф. оставить без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший определение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Судья Е.Е. Морозкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.