Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу генерального директора ПАО "Дальприбор" Титкова Р.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 22 мая 2020 года N 10-76/2020 и решение судьи Советского районного суда города Владивостока от 27 июля 2020 года в отношении Титкова Романа Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 22 мая 2020 года N 10-76/2020, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Владивостока от 27 июля 2020 года, должностное лицо - генеральный директор ПАО "Дальприбор" Титков Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Титков Р.В. просит отменить решение судьи.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
За сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно оспариваемым постановлению должностного лица и решению судьи районного суда ПАО "Дальприбор", относящееся ко II категории негативного воздействия на окружающую среду, не представило: декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, в том числе, упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств; отчетность о выполнении нормативов утилизации; расчет суммы экологического сбора. Дата административного правонарушения (21 февраля 2020 года) определена датой составления акта плановой выездной проверки, проведенной на основании приказа Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 17 января 2020 года N 15-КНД 2020 года о проведении плановой выездной проверки в отношении публичного акционерного общества "Дальприбор", приказа о внесении изменений в названный приказ от 24 января 2020 года N 68, изданных исполняющим обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора И.П. Шабалиным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Выполнение установленных Кодексом задач должно быть обеспечено на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол по делу об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, включая время и место, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 КоАП РФ такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
Вместе с тем вынесенные по делу акты не отражают в полной мере событие вмененного административного правонарушения. Так, невозможно сделать однозначный вывод о том, за какой календарный (предыдущий календарный) год ПАО "Дальприбор" не представило декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, в том числе, упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, отчетность о выполнении нормативов утилизации и расчет суммы экологического сбора, что явилось основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Без выяснения данного обстоятельства возможность проверить соблюдение порядка привлечения лица к административной ответственности отсутствует.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2005 года N 1417, отчетным периодом для представления декларации признается один календарный год. Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 1342 установлено, что отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год (пункт 9). Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным (пункт 10).
Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке (статья 24.5 Федерального закона от 24.июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, событие административного правонарушения, характеризующееся непредоставлением указанной выше экологической информации совершается на следующий по истечении установленного для ее предоставления срока день.
Такого рода административное правонарушение длящимся не является.
Без выяснения периодов, за которые ПАО "Дальприбор" в установленный законом срок не была предоставлена экологическая информация, что не нашло своего отражения в составленных по делу процессуальных документах, надлежащая проверка законности постановления N 10-76/2020 от 22 мая 2020 года невозможна.
В нарушение положений статьи 24.1 КоАП РФ судьей Советского районного суда города Владивостока мер к полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела не принято, правильность установления обстоятельств дела не проверена, оценка законности привлечения юридического лица к административной ответственности не дана.
Изложенное в своей совокупности не позволяет признать судебный акт законным. Решение судьи Советского районного суда города Владивостока от 27 июля 2020 года в отношении генерального директора ПАО "Дальприбор" Титкова Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ - возвращению на новое рассмотрение в указанный суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановила:
жалобу Титкова Р.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Советского районного суда города Владивостока от 27 июля 2020 года в отношении генерального директора ПАО "Дальприбор" Титкова Романа Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Советский районный суд города Владивостока
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.