Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Оленникова В.В. в защиту ФКУ "ОСК Восточного военного округа" на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Амурской области от 5 февраля 2020 года N 28/6-528-19-ПВ/12-943-И/77-82, решение судьи Октябрьского районного суда Амурской области от 19 мая 2020 года и решение судьи Амурского областного суда от 7 августа 2020 года в отношении Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Амурской области от 5 февраля 2020 года N 28/6-528-19-ПВ/12-943-И/77-82, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда Амурской области от 19 мая 2020 года и решением судьи Амурского областного суда от 7 августа 2020 года, юридическое лицо - Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Восточного военного округа") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Оленников В.В. в защиту ФКУ "ОСК Восточного военного округа" просит судебные акты отменить, как незаконные, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе: создание и функционирование системы управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Основой системы управления охраной труда является положение о системе управления охраной труда, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов и утверждаемое приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) (пункт 7 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 438-н).
Политика в области охраны труда - публичная документированная декларация работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств (пункты 8, 9 Типового положения), которая является составляющей разрабатываемого работодателем указанного выше положения.
Часть 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства выдаются работникам в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года N 997н, водитель при управлении автобусом, легковым автомобилем и санавтобусом должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в расчете на год: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, двенадцатью парами перчаток с точечным покрытием и дежурными перчатками резиновыми или из полимерных материалов.
В соответствии с пунктом 13 Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290н работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Как следует из материалов дела, в период с 23 по 29 августа 2019 года должностными лицами государственной инспекции труда в Амурской области в отношении ФКУ "ОСК Восточного военного округа" проведена внеплановая выездная проверка по факту несчастного случая, произошедшего 24 апреля 2019 года с водителем ФИО4 в рабочее время на территории работодателя - войсковой части 21720, по результатам которой со стороны учреждения выявлены нарушения трудового законодательства, а именно: в учреждении отсутствует утвержденное положение о системе управления охраной труда, отсутствует политика в области охраны труда, водителю ФИО5 не были выданы какие-либо средства индивидуальной защиты; учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты отсутствует.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении ФКУ "ОСК Восточного военного округа" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 22 августа 2019 года, актом проверки N 28/6-528-19-ПВ/12-4179-И/77-82/1 от 29 августа 2019 года; предписанием N 28/6-528-19-ПВ/12-4179-И/77-82/2 от 29 августа 2019 года; актом N 1 о несчастном случае на производстве от 26 апреля 2019 года, протоколом об административном правонарушении N 28/6-528-19-ПВ/12-817-И/77-82 от 4 февраля 2020 года и иными материалами дела, которые дана оценка в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств дела свидетельствуют о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Совершенное ФКУ "ОСК Восточного военного округа" административное правонарушение правильно квалифицировано по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Вынесенные по делу акты по форме и содержанию соответствует требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главами 29 и 30 КоАП РФ, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу судебных актов, не допущено.
Вопреки доводам жалобы одновременное извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела по существу не свидетельствует о процессуальных нарушениях по делу, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях запрета на такое извещение не содержит.
Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ протокол по делу об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение.
По общему правилу согласно части 1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит правовых норм, запрещающих рассматривать дела об административных правонарушениях в иные сроки, помимо случаев, указанных выше.
Таким образом, вынесение постановления по делу об административном правонарушении на следующий после составления протокола по делу об административном правонарушении день при соблюдении предусмотренного статьей 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката о нарушении закона, равно как и о формальном подходе к установлению значимых по делу обстоятельств не свидетельствует.
Получив 17 января 2020 года (л.д.38-41) и повторно 29 января 2020 года л.д.42, 43) извещения о составлении протокола по делу об административном правонарушении 4 февраля 2020 года и вынесении постановления 5 февраля 2020 года, юридическое лицо было заблаговременно извещено о месте и времени совершения процессуальных действий и имело возможность в полной мере реализовать предоставленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях права.
По смыслу статьи 25.1 КоАП РФ лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению.
Административным органом были созданы условия и приняты все меры для реализации права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Не направив законного представителя и (или) защитника по вызову ни для составления протокола по делу об административном правонарушении, ни для рассмотрения дела по существу, ФКУ "ОСК Восточного военного округа" реализовало свои права избранным для защиты способом.
Дело разрешено с соблюдением правил подсудности.
Место совершения вмененного ФКУ "ОСК Восточного военного округа" административного правонарушения определено в постановлении по делу об административном правонарушении (Амурская область, район Октябрьский, село Екатеринославка, улица Южная), где допущено нарушение государственных нормативных требований охраны труда, в том числе нарушен порядок выдачи средств индивидуальной защиты водителю Ковалю Ю.А, не осуществлен учет и контроль средств индивидуальной защиты.
Указанное место территориально отнесено к Октябрьскому району Амурской области, в связи с чем жалоба на постановление по делу об административном правонарушении обоснованно рассмотрена судьей Октябрьского районного суда Амурской области.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5.1 названного кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Постановление о назначении наказания 28/6-528-19-ПВ/12-943-И/77-82 вынесено главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Амурской области и в силу указанной нормы жалоба на вынесенное постановление не подлежала рассмотрению судьями Хабаровского края.
Изложенное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2020 года (пункты 56, 57).
Судьями при разрешении дела верно оценены материалы дела, правильно применены процессуальные нормы, в том числе и положения статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности.
Несогласие заявителя с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не свидетельствует о нарушении судами требований статьи 24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем, объективном рассмотрении дела в соответствии с требованиями закона и может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Амурской области от 5 февраля 2020 года N 28/6-528-19-ПВ/12-943-И/77-82, решение судьи Октябрьского районного суда Амурской области от 19 мая 2020 года и решение судьи Амурского областного суда от 7 августа 2020 года в отношении Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу Оленникова В.В. в защиту ФКУ "ОСК Восточного военного округа" - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.