Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ООО "МАКСИМАРКЕТ" по доверенности Потаповой М.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 08 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ООО "МАКСИМАРКЕТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 08 апреля 2021 года, ООО "МАКСИМАРКЕТ" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "МАКСИМАРКЕТ" по доверенности Потапова М.А. просит отменить судебные постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно статьи 11 и части 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 14.1 СП 2.3.6.1066-01 (утративших силу с 01 января 2021 г.) руководитель организации торговли обеспечивает: наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке; выполнение постановлений предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы; условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами; организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды; исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования; наличие достаточного количества производственного оборудования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; своевременный вывоз мусора, утилизацию использованных люминесцентных ламп; наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; организацию санитарно- просветительной работы с персоналом.
По правилам СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (п. 1.1).
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 4.1).
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных) (п. 4.4).
Как следует из представленных материалов, 29 октября 2020 г. в 16 час. 30 мин. по адресу: г. Москва, Хорошевское ш, д. 70, к. 1, при проведении осмотра помещения торгового предприятия, принадлежащего ООО "МАКСИМАРКЕТ", установлено, что ООО "МАКСИМАРКЕТ" допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно, в нарушение требований статьи 11 и части 1.3 статьи 29 федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, пункта 14.1 СП 2.3.6.1066-01, СП 3.1.3597-20:
при входе на предприятие не были установлены антисептики для обработки рук посетителей;
на предприятии не ведется контроль за наличием СИЗ (перчатки, маски) у посетителей;
на предприятии правила личной гигиены сотрудников соблюдаются частично, а именно: не все сотрудники предприятия носят перчатки, при ношении маски не прикрываются органы дыхания;
для посетителей предприятия частично отсутствуют разметки для соблюдения социальной дистанции не менее 1, 5 м.
В торговом зале имеются участки без нанесения разметок на полу для соблюдения социальной дистанции;
установить соблюдение предприятием санитарного режима в магазине не представилось возможным, так как сотрудники предприятия ООО "МАКСИМАРКЕТ" не представили доступ в складские, административно-бытовые помещения.
В связи с чем, не представилось возможным установить наличие: дезинфицирующих, моющих и чистящих средств, их количество; разрешительная документация на дезинфицирующие средства, антисептики.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами в организациях торговли должны применяться дезинфицирующие средства, разрешение органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и должны храниться в специально отведенных местах в таре производителя.
Для приготовления и хранения рабочих растворов дезинфицирующих средств должны быть выделены специальные емкости с соответствующей маркировкой, иметься мерная емкость дозирования дезинфицирующих препаратов, должна быть вывешена инструкция по правилам приготовления рабочих растворов дезинфицирующих.средств; уборочного инвентаря, количество, соблюдение требований по хранению; бактерицидных облучателей для обеззараживания воздуха; условия обработки покупательских тележек и продуктовых корзин; проведение дезинфекции с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей. График не представлен;
оборудование туалетных комнат для сотрудников умывальниками для мытья рук с мылом дозаторами для обработки рук кожными антисептиками;
не представлены документы подтверждающие обеспечение в отношении работников проведения ПЦР-исследований (или ИФА) - сколько раз обследован каждый сотрудник;
не представлены: договор на техническое обслуживание систем кондиционирования, выполненных работ.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Деяние общества квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Доводы жалобы о недоказанности фактов неисполнения санитарных правил, были проверены судьей Московского городского суда и признаны не убедительными.
Вопреки доводам жалобы судебными инстанциями приведен подробный анализ исследованных ими доказательств и мотивы принятых ими постановлений.
Рассмотрение данного дела по месту выявления административного правонарушения согласуется с разъяснениями, изложенными в ответе на вопрос 25 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой короновирусной инфекции (covid-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 08 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ООО "МАКСИМАРКЕТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ООО "МАКСИМАРКЕТ" по доверенности Потаповой М.А. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.