Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Бибеевой С.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной Алевтины Михайловны к ГУ УПФР в г. о. Шуе Ивановской области о признании права на получение денежных средств, возложении обязанности произвести выплаты (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-958/2020)
по кассационной жалобе Сорокиной Алевтины Михайловны на решение Шуйского городского суда от 2 сентября 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 ноября 2020 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сорокина Алевтина Михайловна обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда России в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное)), в котором просит признать право на получение денежных средств в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов" (далее - Указ Президента РФ от 07.02.2020 N 100) и обязать ответчика произвести Сорокиной А.М. выплату в "данные изъяты" с указанным Указом в размере 75 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ рождения является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны Сорокина Н.А. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения. В соответствии со справкой начальника военного комиссариата Ивановской области по Южскому району от 07.11.2011 г. N 20/161 Сорокин Н.А. проходил службу в Советской Армии в 13 отряде ВО МГБ в 1951 году, принимал непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации диверсионно- террористических групп на территории Дрогобычской области Украинской ССР. Истец полагает, что подпадает под категорию лиц, указанных в пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.02.2020 N100 которым постановлено произвести в апреле - мае 2020 г. единовременную выплату, в том числе вдовам умерших участников Великой Отечественной войны - в размере 75000 руб. Из письма УПФР в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) от 15.05.2020 г. следует, что правовых оснований для осуществления единовременной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 07.02.2020 N100 и ежегодной денежной выплаты не имеется. С указанным письмом истец не согласен, поскольку считает, что относится к категории участников Великой Отечественной войны, указанной под литерой "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах".
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 02 сентября 2020 года исковые требования Сорокиной А.М. удовлетворены. За Сорокиной А.М. признано право на получение единовременной выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в размере 75000 руб. Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда России в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) обязано произвести Сорокиной А.М. в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" выплату в размере 75000 руб. С государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) в пользу Сорокиной А.М. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. Сорокиной А.М. из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 300 руб, уплаченная чеком-ордером от 06 июля 2020 г, получатель УФК по Ивановской области (Межрайонная ИФНС N 3 по Ивановской области ИНН 3706009650) в ГРКЦ ГУ банка России по Ивановской области.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 ноября 2020 года решение Шуйского городского суда Ивановской области от 02 сентября 2020 г. в части признания права на получение денежных средств, возложении обязанности произвести выплаты отменено. В данной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сорокиной Алевтины Михайловны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) о признании права на получение денежных средств, возложении обязанности произвести выплаты отказано. В остальной части решение суда оставить без изменения.
В кассационной жалобе Сорокина А.М. выражает несогласие с апелляционным определением, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Согласна с выводами суда первой инстанции.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд приходит к выводу об удовлетворении кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сорокина А.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Сорокина Н.А. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, что также установлено в решении Южского районного суда Ивановской области от 08 мая 2014 г. по иску прокурора Южского района в интересах Сорокиной А.М. к администрации Южского городского поселения и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 23 июля 2014 г. по делу N 33-1525.
Из представленной в материалы дела справки от 30.11.1992 г. N 4/А/С-3563 Центрального архива Внутренних войск следует, что Сорокину Н.А, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения подтверждено непосредственное участие в боевых операциях в составе 13 отряда ВО МГБ в 1951 году и установлен стаж для зачисления в выслугу лет в льготном исчислении (1:3) 1951 г. - 18 суток, в связи с этим, он имеет право на льготы, установленные действующим законодательством.
Согласно архивной справке ФКУ Российский Государственный военный архив от 12.03.2014 г. N166273 13 отряд внутренней охраны МГБ (в/ч 3236) дислоцировался в городе Трускавец в 1951 г. и принимал участие в боевых операциях по ликвидации диверсионно-террористических групп на территории Дрогобычской области Украинской ССР.
В соответствии со справкой Военного комиссара Южского района Ивановской области от 30.07.2020 г. N 75-с Сорокин Н.А, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, призван на военную службу 12.10.1951 г, проходил военную службу в в/ч 3236, принимал непосредственное участие в боевых операциях (18 суток) в составе 13 отряда ВО МГБ в 1951 году, что подтверждено специальной комиссией Главного управления командующего внутренними войсками МВД РФ, в связи с чем, он имеет право на льготы, установленные действующим законодательством.
Согласно представленным в материалы дела копиям ответов, подписанных начальником ГУ УПФР в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) ФИО17 И.Г, а также управляющим ОПФР по Ивановской области ФИО18 М.В. в выплате в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 г. N 100 в размере 75000 руб. Сорокиной А.М. отказано.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Сорокиной А.М, суд первой инстанции, установив, что военнослужащий Сорокин Н.А, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения проходил военную службу в в/ч 3236, принимал непосредственное участие в боевых операциях (18 суток) в составе 13 отряда ВО МГБ в 1951 году, руководствуясь нормами Федерального закона от 12.01.1995 N5- ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N100, исходил из того, что законодатель приравнивает к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, в частности военнослужащих, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы. Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь нормами Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N100, исходил из того, что законодатель приравнивает к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, в частности военнослужащих, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Принимая во внимание, что военнослужащий Сорокин Н.А, N г. рождения проходил военную службу в в/ч 3236, принимал непосредственное участие в боевых операциях (18 суток) в составе 13 отряда ВО МГБ в 1951 году, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований Сорокиной А.М.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Сорокин Н.А. имел статус ветерана Великой Отечественной войны, дающий право на получение льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Из материалов дела следует, что Сорокин Н.А. имел статус ветерана Великой Отечественной войны, дающий право на получение льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно представленным документам Сорокин Н.А, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, призван на военную службу 12.10.1951 г, проходил военную службу в в/ч 3236, принимая непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации диверсионно- террористических групп на территории Дрогобычской области Украинской ССР в течение 18 суток в составе 13 отряда ВО МГБ в 1951 году, который дислоцировался в городе Трускавец.
Между тем боевые операции по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии, имевшие место в 1951 году, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.04.2006 N 89-0 указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 ст. 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" постановлено произвести в апреле - мае 2020 года единовременную выплату в размере 75000 рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны, ветеранами Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах",... вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (пункт 2 Указа от 07.02.2020 г. N100).
Таким образом, Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 г. N 100 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого Указа понимается период с 1941 года по 1945 год.
Положения вышеназванного Указа, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном Указе.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N100 Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.03.2020 N 241, которым утверждены Правила осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". Этими правилами определен порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации на 2020 год.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в виде обеспечения единовременной выплатой за счет средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Поскольку период участия Сорокина Н.А. в боевых действиях на территории Дрогобычской области Украинской ССР в 1951 году не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, судебная коллегия считает, что право Сорокиной А.М, как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100, в соответствии с которыми участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" или их вдовам, производится единовременная выплата, не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод суда первой инстанции о том, что Сорокина А.М, как вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на получение предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N100 единовременной выплаты в размере 75000 руб, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" постановлено произвести в апреле - мае 2020 года единовременную выплату следующим категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике: а) инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранами Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
В силу подпункта "е" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", к числу участников Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом вышеприведенных норм права и исходя из установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца Сорокиной А.М. права на ежегодную денежную выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в размере 75000 рублей, исходя из следующего.
Указ Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" не ограничивает круг лиц, имеющих право на ежегодную денежную выплату, исключительно лицами, участвовавшими в Великой Отечественной войне в период до 1945 года включительно, что следует из буквального содержания п.1 Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Из положений Федерального Закона Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации к дню Победы", Правила осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы следует, что необходимым условием для получения данной ежегодной выплаты является наличие у Сорокиной А.М. статуса вдовы участника Великой Отечественной войны и ее принадлежность к лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как было установлено судом, Сорокин Н.А. имел статус участника Великой Отечественной войны, дающий право на получение льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах"; в соответствии со справкой Военного комиссара Южского района Ивановской области от 30.07.2020 г. N 75-с Сорокин Н.А, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, призван на военную службу 12.10.1951 г, проходил военную службу в в/ч 3236, принимал непосредственное участие в боевых операциях (18 суток) в составе 13 отряда ВО МГБ в 1951 году, что подтверждено специальной комиссией Главного управления командующего внутренними войсками МВД РФ.
Таким образом, Сорокин Н.А. относился к участникам Великой Отечественной войны на основании подпункта "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", следовательно, его супруга Сорокина А.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судом первой инстанций фактических обстоятельств дела, суд правильно применил нормы материального права.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого Указа понимается период с 1941 года по 1945 год, основан на неправильным толковании и применении вышеприведенных норм права. Судом апелляционной инстанции необоснованно сужен круг лиц, определенный Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 N 100.
При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, который правильно применил нормы материального права и правильно разрешилспор.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 ноября 2020 года отменить, оставить в силе решение Шуйского городского суда Ивановской области от 2 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.