Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Бибеевой С.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селивановой Елены Анатольевны к Федеральной Таможенной Службе России о включении периодов в стаж, перерасчете пенсии (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-3983/2020)
по кассационной жалобе Селивановой Елены Анатольевны на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 марта 2021 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, представителей Федеральной Таможенной Службы России по доверенностям ФИО8, ФИО9, ФИО10, полагавших доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Селиванова Е.А. обратилась в суд с иском к Федеральной таможенной службе России об обязании включить в общий трудовой стаж для назначения пенсии по выслуге лет ранее неучтённые периоды: с 01.09.1984 по 15.07.1987 - учебу в Московском кооперативном училище; с 30.10.1991 по 30.09.1992 - уход за ребенком до достижения им возраста 3-х лет и произвести перерасчёт пенсии по выслуге лет с даты назначения с учетом общего трудового стажа, а также с учётом денежного довольствия в соответствии с денежным аттестатом.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 марта 2021 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Селиванова Е.А. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального права; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Указывает, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде Российской Советской Федеративной Социалистической Республики до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
В соответствии с п. "б" ст. 13 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с частью второй ст. 13 Закона N 4468-1 Закон РФ от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" при определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 13 Закона N 4468-1 в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчёта трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях";
в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчёта страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях".
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В силу требований ч.2 ст. 13 названного Закона N 4468-1, при определении общего трудового стажа для назначения пенсии применяются нормы Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно положениям Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 1 ст. 11).
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 указанного Федерального закона, засчитываются: период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пп. 3 ч. 1 ст. 12).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с приказом Центральной базовой таможни Федеральной таможенной службы N 943-к от 25.07.2018 капитана таможенной службы Селиванову Е.А. (Ч-180746), инспектора отдела таможенной охраны N 2 службы таможенной охраны, уволили 17 августа 2018 года со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по достижении предельного возраста службы).
Согласно приказу N 943-к от 25.07.2018 об увольнении Селивановой Е.А. стаж службы истца (выслуга лет) в таможенных органах Российской Федерации на 17 августа 2018 года составляет 16 лет 1 месяц 2 дня.
18.08.2018 года Селивановой Е.А. назначена пенсия за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании пункта "б" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Уведомлением о назначении пенсии от 28.08.2018 N 03-295/54169 пенсионная служба Главного финансово-экономического управления ФТС России уведомила истца Селиванову Е.А. о назначении пенсии за выслугу лет с 18.08.2018 в размер 12 441, 62 руб.
Согласно расчету трудового стажа для назначения пенсии выслуги лет Селивановой Е.А. и архивной справки от 5 сентября 2016 года, на основании которой начальником отдела государственной службы и кадров Центральной базовой таможней произведен зачет периодов работы (службы) в выслугу лет для назначения пенсии, в выслугу лет Селивановой Е.А. зачтены следующие периоды работы (службы) (л.д. 21-22, 48-49):
20.07.1987-29.10.1991- работа поваром в Щелковском райпотребсоюзе, в данный период вошел отпуск по уходу за ребенком 30.04.1990 года рождения до достижения им возраста 1, 5 лет;
01.10.1992- 02.06.1994- работа поваром в Щелковском райпотребсоюзе;
10.04.1995- 26.09.1995- работа оператором цеха розлива ЗАО "Столичный трест";
13.10.1997-22.06.1998- работа поваром ООО "Пальмира";
21.10.1999-18.03.2002- работа аппаратчицей ОАО "Щелковский Молочный завод";
16.07.2002-17.08.2018- служба в таможенных органах РФ (16 лет 1 мес. 2 дня).
Итого: служба в таможенных органах 16 лет 01 месяц 02 дня, общий трудовой стаж 25 лет 7 месяцев 08 дней (с учетом службы).
Из архивной справки Администрации Щелковского муниципального района от 05.09.2016 N 99 следует, что в период работы Селивановой Е.А. в Щелковском райпотребсоюзе, после окончания оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет, по её заявлению был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 года - с 30.10.1991 по 30.04.1992 (л.д. 21 -22).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 21 декабря 2018 года истцу представлен ответ начальника Управления государственной службы и кадров генерал-лейтенанта таможенной службы, согласно которому при определении права сотрудников таможенных органов на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 исчисление страхового стажа, подлежащего включению в общий трудовой стаж, производится в соответствии с главой 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Учитывая требования ст. 12 вышеуказанного Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в расчёт выслуги лет истца Селивановой Е.А. для назначения пенсии включен период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Вместе с тем, на основании главы 3 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включение в страховой стаж периодов обучения не предусмотрено.
Согласно информационному письму ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области от 05.04.2019 N 6921, из представленных Селивановой Е.А. документов следует, что в её Индивидуальный лицевой счёт 25 марта 2019 года внесены изменения, а именно включены "иные периоды": с 01.09.1984 по 15.07.1987 - учёба в Московском кооперативном училище, с 30.10.1991 по 30.09.1992 -уход за ребенком (л.д. 16).
С 01.01.2013 при определении права сотрудников таможенных органов на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" статьи Закона РФ N 4468-1 исчисление страхового стажа, подлежащего включению в общий трудовой стаж, производилось в соответствии с главой III Федерального закона N 173-Ф3, а с 01.01.2015 - в соответствии с главой 3 Федерального закона N 400-ФЗ (пунктом 3 статьи 36 Федерального закона N 400-ФЗ отменено применение Федерального закона N 173-Ф3).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и исходил из того, что расчет выслуги лет истца Селивановой Е.А. для назначения пенсии произведен пенсионным органом таможенной службы с соблюдением указанных положений закона, период ухода за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет учтен, оснований для включения в общий трудовой стаж для назначения пенсии за выслугу лет периода обучения истца в училище, а также периода ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет не имеется, для целей пенсионного обеспечения за выслугу лет сотрудника таможенных органов такая возможность законом не предусмотрена.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Ссылки истца на положения п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие возможность учета в страховой стаж периодов обучения до 01.01.2002, а также влияние периодов на стажевый коэффициент и валоризацию не являются состоятельными, поскольку данные нормы регулируют правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования по осуществлению оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в целях пенсионного обеспечения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ст. 6) и применяются в части, не противоречащей Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что предусмотрено положениями части 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Между тем, как указано выше пенсионное обеспечение, в том числе и расчет пенсии истца за выслугу лет в органах таможенной службы регулируется нормами Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Предоставление пенсионного обеспечения Селивановой Е.А. по видам страховых пенсий в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не являются предметом рассмотрения данного дела.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с доводами истца на положения п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие возможность исчисления страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством, действовавшим в соответствующий период работы (деятельности).
Заявляя требование о перерасчете пенсии с учетом денежного аттестата N 8 Центральной базовой таможни, истец Селиванова Е.А. ссылается на несогласие с размером пенсионного обеспечения, полагая его заниженным, поскольку при расчете пенсии учтены только должностной оклад, оклад по специальному званию и надбавка за выслугу лет, однако необоснованно не учтены дополнительные выплаты: надбавки за квалификационное звание, особые условия службы и ежемесячное денежное поощрение, что также являлось неотъемлемой частью дохода истца во время службы.
Однако оснований для удовлетворения данного требования истца у суда первой инстанции также не имелось с силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Таким образом, исходя из представленного в материалы дела заключения о назначении пенсии Селивановой Е.А. начальника пенсионной службы - заместителя начальника Главного финансово-экономического управления (л.д. 50), составляющие денежного довольствия для исчислении пенсии Селивановой Е.А, а именно, должностной оклад, оклад по специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет - соответствуют указанным требованиям закона. Оснований для включения в расчет пенсии указанных истцом дополнительных выплат в период несения службы у пенсионного органа таможенной службы не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами необоснованно не была принята во внимание справка Пенсионного фонда РФ от 05 апреля 2019 года N 6921, не состоятельны.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание информационное письмо ГУ УПФР N 13 по г. Москве и Московской области, согласно которому из представленных Селивановой Е.А. документов следует, что в индивидуальный лицевой счета истца внесены изменения, а именно включены "иные периоды": с 1 сентября 1984 года по 15 июля 1987 года - выслуга лет неучтенного периода учебы в Московском кооперативном училище и с 30 октября 1991 года по 30 сентября 1992 года - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 марта 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Селивановой Елены Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.