Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дорохиной Т.С, судей Трифоновой О.М, Хакимовой О.В, при секретаре Козырецком В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к Региональной общественной организации объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц
по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области
на решение Октябрьского районного суда г. Орска от 19 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Дорохиной Т.С, выслушав объяснения представителя административного истца Котовой Л.Р, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Богданчикова И.Ю, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции РФ по Оренбургской области обратилось в суд с административным иском к Региональной общественной организации объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленного иска представитель Управления Министерства юстиции РФ по Оренбургской области ссылался на то обстоятельство, что Региональная общественная организация объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" зарегистрирована 7 апреля 2017 году (учетный N), сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, однако в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" административный ответчик с 2018 года не предоставлял в уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности, а также сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, что является основанием для прекращении деятельности организации.
Предупреждение от 19 ноября 2018 г. об устранении выявленных нарушений административным ответчиком проигнорированы, нарушения не устранены.
Административный истец просит суд признать РОО объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из ЕГРЮЛ.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 19 февраля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к региональной общественной организации объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказано.
С решением суда не согласилось Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области, просят решение суда от 19 февраля 2021 года отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
На апелляционную жалобу Региональной общественной организации объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" поданы возражения.
Представитель административного истца Котова Л.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.
Представитель административного ответчика Богданчиков И.Ю. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Орску Оренбургской области в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Заслушав судью-докладчика, пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
Региональная общественная организация объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц (дата), ОГРН N.
Местом нахождения общественной организации в учредительном документе определен адрес: (адрес) (л.д. 17-22).
19 ноября 2018 г. в адрес Региональной общественной организации объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области направлено письменное предупреждение о необходимости предоставления сведений о продолжении деятельности, а также об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников. Письмо получено адресатом 3 декабря 2018 г.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из факта получения представителем РОО объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" судебного извещения, направленного по адресу административного ответчика. Кроме того, указал, что в производстве Октябрьского районного суда г.Орска находятся гражданские дела в которых РОО объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" участвует как в качестве истца так и в качестве ответчика.
Между тем, судебная коллегия с такими выводами суда не согласна.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях).
Общественные объединения могут создаваться в форме общественных организаций (статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 N 82-ФЗ).
Статьей 29 Закона об общественных объединениях установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Минюста Российской Федерации от 29 марта 2010 N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", информация о деятельности общественной организации предоставляется в уполномоченный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В силу части 4 статьи 29 Закона об общественных объединениях неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных этой же статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 N 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, как в судебном, так и во внесудебном порядке, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Из материалов дела следует, что представитель Региональной общественной организации объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" извещался Управлением Министерства юстиции российской Федерации по Оренбургской области по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве места нахождения организации, о необходимости соблюдения требований законодательства, однако полученное предупреждение было оставлено без внимания, что в совокупности с фактом длительного (с 2018 года) неисполнения объединением обязанности по информированию Управления Министерства юстиции по Оренбургской области о продолжении деятельности является основанием для вывода о прекращения деятельности Региональной общественной организации объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ".
Доводы представителя административного ответчика о фактическом осуществлении организацией деятельности, в том числе связанной с представлением интересов граждан в судах общей юрисдикции, не могут служить доказательствами ведения организацией уставной деятельности.
Административный ответчик не предоставил доказательств ведения деятельности в соответствии с целями создания организации, указанными в Уставе организации, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, вынесенное в адрес Региональной общественной организации объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" предупреждение исполнено не было. Доводы представителя ответчика, что работа по устранению допущенных нарушений ведется, отчеты готовы и в ближайшее время будут направлены истцу, ничем не подтверждены.
Таким образом, основания для признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренные ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях", установлены достоверно.
Признание Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из ЕГРЮЛ не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Не препятствует оно и ее последующей регистрации в качестве юридического лица, поскольку Федеральный закон N82-ФЗ не связывает с таким признанием запрет на ее деятельность (в отличии от ликвидации общественного объединения по решению суда) и не лишает ее возможности приобрести статус юридического лица заново.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности свидетельствует не только о фактическом прекращении общественной организации своей деятельности, но и о нарушении ею законодательства Российской Федерации в части предоставления ежегодной отчетности, которая не только предусмотрена законодательством Российской Федерации, но и отражена в пункте 1.1 Устава Организации, где указано, что организация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Деятельность Организации должна быть прозрачна и доступна для третьих лиц, тем самым не нести угрозы.
Апелляционная жалоба содержит доводы, которые в силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основаниями к отмене в апелляционном порядке судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 19 февраля 2021 г. отменить, принять по делу новое решение, которым требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области удовлетворить.
Признать Региональную общественную организацию объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Региональную общественную организацию объединение советов многоквартирных домов "Народное ЖКХ" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 КАС РФ через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.