Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи
Исаева С.Н, судей
Орловой С.В, Кондрак Н.И, при секретарес участием административного истца представителя административного истца представителя административного ответчика
Шмавоняне Д.С, Быкова В.Ю, Коваля А.Н, Бабенко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Быкова В. Ю. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Исаева С.Н, выслушав пояснения лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, установила:
Быков В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти.
В обоснование доводов заявленных требований истец указал на незаконность уведомления ответчика N от 17.08.2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, площадью 968, 00 кв.м, расположенного по "адрес", в "адрес", с кадастровым номером N
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 ноября 2020 года исковые требования Быкова В.Ю. удовлетворены.
Признано незаконным уведомление N от 17.08.2020 года Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, площадью 968, 00 кв.м, расположенного по "адрес", в "адрес", с кадастровым номером N в части пункта 1 и пункта 2 недопустимости.
Возложена обязанность на Департамент архитектуры и градостроительства "адрес" повторно рассмотреть вопрос о выдаче Уведомления о соответствии указанных в уведомлении от 06.08.2020 (зарегистрированного 07.08.2020 N) планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, площадью 968, 00 кв.м, расположенного по "адрес", в "адрес", с кадастровым номером N, поданного Быковым В. Ю, с учетом обстоятельств установленных судом, о чем сообщить суду и истцу в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Департаменту архитектуры и градостроительства "адрес" необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На данное решение представителем административного ответчика подана апелляционная жалоба, в ней ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, проект которого согласован Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Положения N 339-ПП, до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом Генерального плана 2005 года.
Таким образом, действующим на территории города Севастополя градостроительном законодательством прямо закреплена обязанность уполномоченного органа при выдачи разрешительной документации на строительство руководствоваться Генеральным планом 2005 года.
В доказательство причин к отказу в материалы дела представлены копировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114 по функциональной зоне нахождения земельного участка проектируемой зоны курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, из публичной карты (свободный открытый доступ) относительно нахождения земельного участка административного истца в водоохранной зоне.
Таким образом, выводы суда первой инстанции относительно недоказанности правомерности отказа, являются ошибочными и противоречат законодательству.
Кроме того, согласно публичной кадастровой карте, земельный участок расположен в водоохранной зоне. В соответствии со ст. 65 ВК РФ в целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимается ряд систем и сооружений, вместе с тем, уведомление не содержит сведений о выполнении вышеуказанных мер.
На данную апелляционную жалобу поступили от представителя административного истца возражения, согласно которым истец полагает решение суда законным и обоснованным.
Представитель административного ответчика - Бабенко Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить в полном объеме. Решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Административный истец Быков В.Ю. и представитель административного истца - Коваль А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указав на законность и обоснованность принятого решения.
Проверив материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что Быков В.Ю, является собственником земельного участка, площадью 968, 00 кв.м, расположенного по "адрес", в "адрес", с кадастровым номером N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 23.03.2016 года, регистрационная запись N. Земельный участок приобретен на основании нотариально-удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 14 марта 2016 года.
06.08.2020 года Быков В.Ю. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального строительства.
17.01.2020 года истцом за N получено с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.03.2016 года, объектом права является земельный участок. Категории земель: Земли населенных пунктов - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 19 июля 2018 года отменено решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23.01.2017 года, в удовлетворении искового заявления Правительства Севастополя к Андриенко Р.А, Быкову В.Ю. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, о признании н свидетельства о праве собственности на земельный участок не действительным об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения - отказано.
Согласно свидетельству о праве собственности на земельный участок Быкова В.Ю. целевое назначение земельного участка: строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных строений и построек (приусадебный участок).
Из кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что категория земель, на которых расположен земельный участок, земли населённых пунктов, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления, поскольку административный ответчик не предоставил доказательств в подтверждение правомерности своего отказа. Уведомление от N от 17.08.2020 года, не обосновано надлежащим образом, содержит различные причины к отказу в предоставлении государственной услуги. Таким образом, административный ответчик в отсутствие обоснования своих действий в тексте обжалуемого отказа утратил возможность доказать их законность и обоснованность, поскольку проверить, что именно послужило основанием к отказу, суду не представляется возможным.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Таким образом, при решении вопроса о согласовании уведомления о планируемом строительстве необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты; во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства; в-третьих, установить допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
При этом генеральный план как документ территориального планирования входит в число источников информации для подготовки ГПЗУ, но содержащиеся в генеральном плане сведения не отнесены к информации, которая содержится в градостроительном плане земельного участка (ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ).
Несоответствие генеральному плану муниципального образования документов, указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства, в перечень оснований для отказа в уведомлении о планируемом строительстве не включено.
Как следует из п. 5 ст. 1, ч. ч. 1, 11, 12 ст. 9, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ, генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно ч. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. По смыслу приведенных норм, а также ч. 1 ст. 26, ст. ст. 41, 43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.
Статья 85 ЗК РФ определяет основные направления использования территориальных зон, в том числе в пункте 9 - для земельных участков в составе рекреационных зон. При этом земельный участок, находящийся в собственности административного истца относится к территориальной зоне, входящей в состав жилых зон.
Данная позиция, выражается в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2020 года по делу N 18-КАД20-10-К4.
Согласно выписке из ЕГРН разрешенный вид использования земельного участка административного истца - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений с отнесением к категории земель - земли населенных пунктов.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет задачи административного судопроизводства и принципы, в соответствии с которыми является правильное рассмотрение административных дел, а также законность и справедливость при разрешении административных дел.
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованы судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности оспариваемого уведомления административного органа. Нахождение земельного участка во 2-м поясе охранной зоны Чернореченского водохранилища не является основанием для отказа в признании незаконным оспариваемого уведомления, так как сведения о выполнении требований водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей не входят в обязательный перечень сведений указанных в ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам считает, что оснований для изменения или отмены решение суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 ноября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.