Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Петровой А.В, судей Игумновой Е.Ю, Мелешко Н.В.
при помощнике Комарове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исаевой Н.Н. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-2253/2020 по иску Исаевой Н.Н. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о передаче в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Петровой А.В, объяснения представителя истца Исаевой Н.Н. и третьего лица НП "Прудки" - Болтаевского В.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - Совковой О.Г, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Исаева Н.Н. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО), в котором, после уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил возложить на ответчика обязанность устранить ее нарушенное право на получение бесплатно в собственность земельного участка N 25 площадью 446 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N "... " по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (в редакции от 02 августа 2019 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" путем бесплатного предоставления ей в собственность земельного участка N 25 площадью 446 кв.м в соответствии со схемой, изготовленной геодезической компанией ООО "Гео Спектр", и следующими точками координат межевых знаков: "... "
В обоснование заявленных требований указано, что истец является членом НП "Прудки", располагающегося на земельном участке с кадастровым номером N "... " по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". В границах указанного огородничества имеется земельный участок N 25, который был образован из земельного участка, предоставленного для ведения огородничества до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с чем она имеет право на получение его в собственность бесплатно в соответствии с п. 2.7 ст. 3 указанного Федерального закона.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Исаева Н.Н. просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Истец Исаева Н.Н, представители третьих лиц Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств и заявлений об отложении слушания по делу, доказательств уважительности причин своей неявки судебной коллегии не представили, истец направила в суд своего представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок площадью 18.8 га, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", был предоставлен в соответствии с решением Ленгорисполкома от 18.04.1983 N 215 "О коллективном огородничестве в пригородах Ленинграда" с согласия коммунального отдела Исполкома Красносельского райсовета, Управления застройки города ГлавАПУ в аренду Инспекции государственного страхования в соответствии с прилагаемой схемой под коллективное огородничество сроком до 01.05.1987.
Земельный участок с границами, сформированными в соответствии с ранее действовавшим земельным законодательством, был отведен в соответствии с топографической съемкой-схемой на основании решения Исполкома Красносельского райсовета народных депутатов от 14.06.1984 N 261 и предоставлен в аренду в 1984-1996 годах Инспекции Госстраха Красносельского района, а в последующем до мая 2001 года коллективному огородничеству "Прудки".
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга уведомлением от 10.11.1998 N 16/159 сообщено об учете (постановке на кадастровый учет), предоставленного в аренду земельного участка, имеющего сформированные границы в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент земельного законодательства и площадь 14 852 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", с присвоением кадастрового номера "... ". Данный земельный участок является собственностью Санкт-Петербурга.
Далее указанный земельный участок был предоставлен в аренду на срок по 14.05.2004 некоммерческому партнерству поддержки и развития садоводства и огородничества "Прудки" (НП ПРСО "Прудки") по договору аренды от 15.05.2001 N08-ЗК-01318 взамен упраздненного коллективного огородничества "Прудки" инспекции Госстраха и письмом от 26.12.2000 N1-4-11363/15741 Комитет по градостроительству и архитектуре подтвердил возможность продления договора аренды до 3 лет на земельный участок с уточненным кадастровым номером "... ", площадью 14852 кв. м, по адресу: "адрес", под коллективное огородничество.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств наличия совокупности условий, по которым она имеет право приобрести в собственность спорный земельный участок, а также наличия оснований для оформления документов о передаче в собственность спорного земельного участка в соответствии с установленным порядком.
Оценивая указанные выводы суда первой инстанции, судебная коллегия не может с ними согласиться ввиду следующего.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
В силу пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в действующей редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ, установлено, что до 01.03.2020 члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2.8 названной статьи в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Земельный участок с границами, сформированными в соответствии с ранее действовавшим земельным законодательством, был отведен в соответствии с топографической съемкой-схемой на основании решения Исполкома Красносельского райсовета народных депутатов от 14.06.1984 N 261 и предоставлен в аренду в 1984-1996 годах Инспекции Госстраха Красносельского района, а в последующем до мая 2001 года коллективному огородничеству "Прудки".
При этом НП ПРСО "Прудки", как установлено судом, было зарегистрировано 31.07.2000, то есть до вступления в силу 10.11.2001 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, как земельный участок, предоставленный в аренду под коллективное огородничество, был сформирован, так и НП ПРСО "Прудки" было создано до вступления в силу названного Федерального закона.
В последующем, как следует из материалов дела, арендные отношения с НП ПРСО "Прудки" неоднократно пролонгировались на основании перезаключаемых договоров аренды, в настоящее время договор аренды действует в режиме неопределенного срока (письмо Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 10.09.2019 N 67334-39).
Уставом коллективного огородничества, утвержденным начальником инспекции Госстраха по Красносельскому району 07.09.1983, было предусмотрено, что площадь одного участка коллективного огородничества составляет 400 кв. м. Общим собранием членов коллективного огородничества и профкома инспекции Госстраха Красносельского филиала утвержден план участка коллективного огородничества, в состав которого входили 30 участков членов огородничества, площадь которых составляла 400 кв. м (Протокол N1/84 от 01.07.1984).
Несмотря на то, что в Уставе НП ПРСО "Прудки" от 31.07.2000 (решение о регистрации N206587) не отражено, что оно юридически создано в порядке правопреемства от предыдущих коллективных огородничеств, данное некоммерческое объединение пользуется на правах аренды земельным участком с тем фактическим внутренним размежеванием территории, которое изначально существовало с 1984 года и в рамках которого его члены пользовались и пользуются в настоящее время своими участками - земельные участки для огородничества были определены в размере 400 кв. м для каждого члена объединения.
Согласно представленной в материалы дела выписке из протокола общего собрания членов НП "Прудки" Красносельского района N1/2 от 05.08.2000, Исаевой Н.Н. был распределен земельный участок N 25 общей площадью 400 кв.м, впоследствии согласно выписке из протокола N1/2 от 15.08.2019 в связи с установлением размеров земельных участков в соответствии с их фактическим землепользованием земельный участок истца составил площадь 444 кв.м. (л.д. 104, 105).
Поскольку НП ПРСО "Прудки" создано и ему предоставлен в аренду сформированный земельный участок под коллективное огородничество до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - 15.05.2001 (зарегистрирован 05.11.2001), кроме того, пунктом 3.2 договора установлено, что "условия Договора распространяются на правоотношения сторон, возникшие с 15.05.2001", следовательно, испрашиваемый истцом земельный участок был образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу указанного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и истец, как член НП ПРСО "Прудки", имеет право на получение его в собственность бесплатно в силу приведенного Федерального закона.
Учитывая правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в определениях N 78-КГ16-3 от 05.04.2016 и N 78-КГ16-37 от 08.11.2016, судебная коллегия приходит к выводу о том, что приведенные положения пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не ставили передачу членам некоммерческого объединения земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от основания предоставления земельного участка некоммерческому объединению: временно на праве аренды или постоянно на праве постоянного (бессрочного) пользования. В этой связи ссылку суда первой инстанции на предоставление земельного участка НП ПРСО "Прудки" во временное пользование по договору аренды нельзя признать обоснованной.
Отсутствие проекта межевания территории некоммерческого объединения также не может служить препятствием для члена этого объединения в реализации права на получение земельного участка в собственность, поскольку такое основание для отказа в пункте 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не предусмотрено.
Судебная коллегия находит несостоятельными выводы суда первой инстанции о том, что генеральном планом Санкт-Петербурга от 2005 года используемый НП ПРСО "Прудки" земельный участок входит в границы функциональной зоны 1ЖД - зоны застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны, при этом использование земельного участка с видом разрешенного использования "садоводство" допускается при ограничении минимальной площади участка - не менее 1200 кв. м, в связи с чем истцу не может быть предоставлен земельный участок в собственность, ввиду того, что испрашиваемый им участок имеет меньшую площадь.
Земельный участок под коллективное огородничество с распределением участков его членам площадью 400 кв. м каждому был сформирован согласно требований ранее действующего земельного законодательств в соответствующих границах в 1984-1990 годах, затем местоположение границ земельного участка было учтено с присвоением кадастрового номера в 1998 году, ввиду чего положения о минимальной площади земельных участков для садоводства в размере 1200 кв.м в связи с утверждением в 2005 году Генерального плана Санкт-Петербурга при разрешении спора неприменимы, поскольку относятся к формируемым для предоставления земельным участкам под садоводство после 2005 года.
При этом после 2005 года компетентным органом решения о прекращении арендных отношений НП ПРСО "Прудки" и изъятии земельного участка с кадастровым номером 78:40:0851202:1001, площадью 14852 кв.м, расположенного по адресу: Володарский, между улицами Лассаля и Сосновой, по тому мотиву, что новым генеральным планом не предусмотрено в зоне нахождения указанного участка вида разрешенного использования земель "под коллективное огородничество", не принималось, данный участок из оборота не изымался, ограниченным в обороте не является и в отношении земельного участка не принято решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В этой связи, изменение в 2005 году в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга зон территориального планирования, в результате которого указанный выше участок стал располагаться в зоне, где разрешенный вид использования "под огородничество" не предусмотрен, при том, что арендные отношения продолжаются в режиме неопределенного срока, при установленных выше обстоятельствах не может лишать права истца на приватизацию земельного участка, поскольку оно у истца возникло в силу пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Доводы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о том, что настоящий иск направлен на обход административных процедур предоставления земельного участка в собственность бесплатно отклоняются судебной коллегией, поскольку истец обращалась в установленном порядке с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, которая в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации является одним из документов, необходимых для образования земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Учитывая, что в удовлетворении заявления истца ответчиком отказано, истец лишена возможности получения спорного земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с административными процедурами, в связи с чем Исаевой Н.Н. обоснованно заявлены соответствующие требования в суд.
В соответствии пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 данной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 указанной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Положениями пунктов 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, основанием для отказа в предоставлении истцу земельного участка в собственность может являться только изъятие земельного участка из оборота или его отнесение к землям, ограниченным в обороте.
В этой связи, а также учитывая тот факт, что ответчиком, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства того, что спорный земельный участок относится к землям, изъятым или ограниченным в обороте, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанный довод не является обоснованным и подлежит отклонению.
В первоначальном иске Исаевой Н.Н. были заявлены требования относительно получения бесплатно в собственность земельного участка N 25 площадью 444 кв.м (л.д.1-5). В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истцом были уточнены заявленные требования в части площади и границ земельного участка. В соответствии с уточненным иском истец просит предоставить в ее собственность земельный участок площадью 446 кв.м. (л.д. 93-96).
Судебная коллегия принимает во внимание, что протоколом общего собрания членов НП "Прудки" от 15.08.2019 N 1/2 установлен размер земельного участка истца в связи с его фактическим землепользованием общей площадью 444 кв.м, при этом указано, что в результате проведения топогеодезических работ геодезической компанией ООО "Гео-Спектр" установлена фактическая площадь участков, при предоставлении земельных участков они не обмеривались, самозахват участков не установлен (л.д. 105).
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что на общем собрании членов НП "Прудки" установлено фактическое землепользование каждого члена партнерства и признано право Исаевой Н.Н. на пользование земельным участком общей площадью 444 кв.м.
При этом ООО "Гео-Спектр" был составлен каталог координат межевых знаков от 07.08.2019 на площадь участка 444 кв.м (л.д.63).
В материалах дела имеется также схема от 03.08.2019, составленная по материалам плановой съемки, в которой площадь участка значится 444 кв.м (л.д.125).
Кроме того, имеется аналогичная схема от 03.08.2019, составленная по материалам плановой съемки, в которой площадь участка значится 446 кв.м (л.д.106).
Поскольку план земельного участка с каталогом координат межевых знаков от 03.08.2019, выполненный ООО "Гео-Спектр", впоследствии 07.08.2019 был пересмотрен в сторону уменьшения площади земельного участка (л.д. 63), при этом НП "Прудки" данный пересмотр не оспаривался, представитель НП "Прудки" и Исаевой Н.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции не возражал против признания за истцом права собственности на участок меньшей площади, чем установлено одной из схем расположения земельного участка от 03.08.2019, но которая соответствует решению общего собрания, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования Исаевой Н.Н. об обязании ответчика предоставить ей в собственность бесплатно вышеуказанный земельный участок площадью 444 кв.м подлежат удовлетворению.
На основании пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно пункту 6 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации в целях определения предельного размера земельного участка, указанного в пункте 6 данной статьи, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
Доказательств того, что образование и передача истцу участка площадью 444 кв.м противоречит вышеуказанным требованиям, в материалах дела не имеется.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда города Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга бесплатно предоставить в собственность Исаевой Н.Н. земельный участок N 25 площадью 444 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером "... " по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии со схемой, изготовленной геодезической компанией ООО "Гео-Спектр", со следующими точками координат межевых знаков: "... "
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.