Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью "Барс" Елитенко Н.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 91 Санкт-Петербурга от 3 августа 2020 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 1 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Барс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 91 Санкт-Петербурга от 3 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 1 декабря 2020 года, Общество с ограниченной ответственностью "Барс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества с ограниченной ответственностью "Барс" Елитенко Н.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом.
В соответствии с пп. "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 11 мая 2020 года N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" постановлено: высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
При этом, в силу пп."в" пункта 4 Указа меры, принимаемые в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа, не распространяются на организации (работодателей и их работников), обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Санкт-Петербурга веден режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам 2-2.1, 2.1.9 данного Постановления (с изм. и доп, вступающими в силу с 12.05.2020) запрещена (временно приостановлена) на территории Санкт-Петербурга по 31.05.2020: работа объектов розничной торговли, за исключением аптечных учреждений, объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров и оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи, в том числе мобильных средств связи, объектов розничной торговли моторным топливом, заправочных электростанций для зарядки электрических транспортных средств, объектов розничной торговли табачной продукцией, объектов розничной торговли семенами и удобрениями, а также объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости и (или) продовольственных товаров.
При этом, в соответствии с п.п.2-5, 2.5.3 вышеуказанного Постановления Правительства, организациям и индивидуальным предпринимателям, на деятельность которых не распространяются запреты и ограничения, установленные Постановлением, необходимо: обеспечить соблюдение между работниками, работником и посетителем дистанции не менее 1, 5 метра, а также использование работниками и посетителями средств индивидуальный защиты органов дыхания: гигиенических, в том числе, медицинских масок (одноразовых, многоразовых), респираторов и иных их заменяющих текстильных изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, и средств индивидуальной защиты рук (одноразовые перчатки) (далее - средства индивидуальной защиты), за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении при отсутствии иных лиц.
Из материалов дела следует, что 18 мая 2020 года в 16 часов 25 минут, юридическое лицо ООО "Барс", осуществляя финансово-хозяйственную деятельность по адресу: Санкт-Петербург, пр.Косыгина, д.21, к.1, лит.А, в период возникновения угрозы распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в нарушение п.2-5.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 года N 121 (в ред. от 09.05.2020 года) "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции ("COVID-19") не обеспечило соблюдение между сотрудниками и посетителями дистанции не менее 1, 5 метра, а также не обеспечило использование работниками и посетителями средств индивидуальной защиты рук, чем не выполнило запреты и ограничения, установленные в период с 04.04.2020 года по 31.05.2020 года для лиц и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и, таким образом, не исполнило требования о временной приостановке работы объектов розничной торговли, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Барс" судебными инстанциями к административной ответственности по части 1 статьи 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
С такими решениями мирового судьи и судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Как следует из вышеприведенных положений пп."в" пункта 4 Указа Президента РФ от 11 мая 2020 года N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и пунктов 2-2.1, 2.1.9 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" закон не связывает решение вопроса и приостановлении (неприостановлении) работы объектов розничной торговли с какими-либо условиями, кроме характера деятельности объектов.
Одновременно, п.п.2-5, 2.5.3 вышеуказанного Постановления Правительства содержат правила поведения организаций, на деятельность которых не распространяются запреты и ограничения, установленные Постановлением.
При этом, диспозиция части 1 статьи 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" предусматривает лишь административную ответственность за неисполнение требований о временной приостановке работы объектов розничной торговли, тогда как ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судебными решениями, ООО "Барс" является организацией, обеспечивающей население продуктами питания и товарами первой необходимости, на которую не распространяются требования о приостановлении работы, в связи с чем в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного постановление мирового судьи судебного участка N 91 Санкт-Петербурга от 3 августа 2020 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 1 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Барс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", полежат отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 91 Санкт-Петербурга от 3 августа 2020 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 1 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Барс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Е.А. Широкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.