Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Демичева Андрея Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N39 Кингисеппского района Ленинградской области от 15.12.2020, решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 10.03.2021, состоявшиеся в отношении Демичева Андрея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N39 Кингисеппского района Ленинградской области от 15.12.2020, оставленным без изменения решением судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 10.03.2021, главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах Демичев А.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Демичев А.А. просит об отмене приведенных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Кингисеппский городской прокурор, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Демичевым А.А. жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражений не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Как следует из материалов дела, 02.10.2020 Кингисеппским городским прокурором в отношении главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах Демичева А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения им требований части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", выразившегося в проведении 23.04.2020 проверки в отношении ИП ФИО3 при отсутствии оснований для ее проведения.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица Роспотребнадзора Демичева А.А. постановлением мирового судьи, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены названным выше Федеральным законом от 26.12.2008 N294-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 2 данного Федерального закона проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу положений части 2 данной статьи в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в частности: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ определено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из положений приведенных выше норм, проверка проводится в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, уполномоченного на ее проведение, на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя такого органа. Проведение внеплановой проверки по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, требует ее согласования с органами прокуратуры.
Вместе с тем материалы дела позволяют сделать вывод о том, что мероприятие, которое проводилось в рассматриваемом случае, признакам проверки не отвечает.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.03.2020 N 117 на территории Ленинградской области с 15.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ленинградской области.
Согласно пункту 11.1 данного постановления органам местного самоуправления Ленинградской области рекомендовано создать оперативные штабы по реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции на территории районов Ленинградской области, к задачам которых отнесены, в том числе анализ ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, и представление соответствующей информации в межведомственный штаб по недопущению возникновения на территории Ленинградской области очагов новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденный решением Санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Ленинградской области от 30.01.2020 N 1.
Согласно пункту 1.6.2 постановления главы администрации муниципального образования Кингисеппский муниципальный район от 13.04.2020 N856 в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" постановлено на период действия режима повышенной готовности на территории Ленинградской области составить график выездов рабочих групп по контролю за соблюдением исполнения Указа Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Ленинградской области, изданных в рамках реализации данного Указа Президента Российской Федерации, хозяйствующими субъектами, субъектами жилищно-коммунального хозяйства, гражданами.
На заседании оперативного штаба Кингисеппского муниципального района Ленинградской области 31.03.2020 создана рабочая группа по контролю за соблюдением Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N239 и постановлений Правительства Ленинградской области хозяйствующими субъектами Кингисеппского района, в состав которой включен главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах Демичев А.А.
10.04.2020 руководителем оперативного штаба по реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции на территории Кингисеппского района утвержден график выездов рабочих групп, согласованный, в том числе с Кингисеппским городским прокурором, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах.
Согласно пункту 3 данного графика решено ежедневно по рабочим дням в период с 10.04.2020 по 30.04.2020 осуществлять с участием, в том числе представителей территориального отдела Роспотребнадзора, осмотр объектов торговли, хозяйствующих субъектов и субъектов предпринимательской деятельности, а также мест компактного проживания временной рабочей силы.
24.04.2020 главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах Демичевым А.А. при проведении в составе рабочей группы рейдового осмотра помещений общежития по адресу: "адрес" выявлены нарушения требований СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.03.2011 N 23 (документ утратил силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3), о чем в отношении ИП ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возбуждая производство по настоящему делу об административном правонарушении, прокурор исходил из того, что городской прокуратурой проведение внеплановой проверки, по результатам которой в отношении ИП ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора не согласовывалось, соответствующее заявление в адрес городской прокуратуры не поступало, требование о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ИП ФИО3 в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора городским прокурором в территориальный отдел Роспотребнадзора не направлялось.
С данными выводами согласились судебные инстанции, признавая главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах Демичева А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что в отношении ИП ФИО3 была организована не проверка, как мероприятие по контролю, признаки которого перечислены в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ, а осмотр мест компактного проживания временной рабочей силы в рамках осуществления полномочий по реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции.
Внеплановая проверка в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, к которой применимы положения части 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах не назначалась. Распоряжение или приказ о проведении проверки в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона не выносились, акт в соответствии со статьей 16 названного Федерального закона не составлялся.
Осмотр проведен не должностным лицом органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), а специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах совместно с членами рабочей группы по контролю за соблюдением исполнения Указа Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Ленинградской области по вопросу противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, осмотр, который проводился в рамках реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции на территории Кингисеппского района, внеплановой выездной проверкой не является, под понятие проверки в том смысле, который ему придает Федеральный закон от 26.12.2008 N294-ФЗ, не подпадает.
Судебные акты, вынесенные в отношении ИП ФИО3, в части правовой квалификации действий Демичева А.А. и толкования норм преюдициального значения не имеют.
В силу пункта 2 статьи 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N39 Кингисеппского района Ленинградской области от 15.12.2020, решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 10.03.2021, состоявшиеся в отношении Демичева А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Демичева Андрея Александровича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N39 Кингисеппского района Ленинградской области от 15.12.2020, решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 10.03.2021, состоявшиеся в отношении Демичева Андрея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.