Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев протест заместителя прокурора Калининградской области Воронцова К.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 3-го судебного участка Центрального судебного района г.Калининграда от 11.08.2020, решение судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 12.01.2021, состоявшиеся в отношении Коростынской Елены Витальевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением мирового судьи 3-го судебного участка Центрального судебного района г.Калининграда от 11.08.2020, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 12.01.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении "данные изъяты" Коростынской Е.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте от 26.04.2021 N заместитель прокурора Калининградской области Воронцов К.В. просит об отмене приведенных решений, ссылаясь на их незаконность, отсутствие оснований для прекращения производства по делу, настаивает на возвращении дела на новое рассмотрение мировому судье 3-го судебного участка Центрального судебного района г.Калининграда.
Коростынская Е.В, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении заместителем прокурора протеста на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражения на него не представила.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы протеста, нахожу его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
09.07.2020 ведущим консультантом контрольно-правового отдела Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в отношении "данные изъяты" Коростынской Е.В. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлен для рассмотрения мировому судье 3-го судебного участка Центрального судебного района г.Калининграда.
Мировым судьей вынесено постановление, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, признанием протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по причине отсутствия в нем сведений о месте совершения административного правонарушения.
С указанными выводами судебных инстанций следует согласиться.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, место и время совершения административного правонарушения.
Как следует из абзаца второго пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Мировой судья установил, что протокол об административном правонарушении имеет перечисленный выше недостаток, который не может быть восполнен при рассмотрении дела.
Установление места совершения административного правонарушения, наряду с иными данными имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности и определения территориальной подсудности рассмотрения дела.
Кроме того, протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из положений статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Административное правонарушение, совершение которого вменяется "данные изъяты" Коростынской Е.В, состоящее в умышленном невыполнении требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, совершено в форме бездействия.
В силу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела усматривается, что место совершения административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении указано как г.Калининград. В тексте протокола (страница 3, страница 4 абзац первый) местом нахождения офиса, где Коростынская Е.В. осуществляет свою деятельность, является адрес: г.Калининград, ул.Уральская, д.18. Из выписки из единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения "данные изъяты" указан адрес: г.Калининград, ул.Генерала-лейтенанта Озерова, 17 б.
Таким образом, место совершения административного правонарушения в протоколе не установлено.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Данный факт подтвержден материалами дела и сомнений не вызывает, указанное нарушение является существенным, влияющим на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела, при этом возможность устранения нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, может быть выполнена лишь на стадии подготовки дела к рассмотрению.
Направление 04.08.2020 мировому судье 3-го судебного участка Центрального судебного района г.Калининграда вновь составленного 31.07.2020 в отношении "данные изъяты" Коростынской Е.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенных выводов не исключает, поскольку предметом рассмотрения мирового судьи был протокол, составленный 09.07.2020.
С учетом изложенного протест заместителя прокурора Калининградской области удовлетворению не подлежит.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи 3-го судебного участка Центрального судебного района г.Калининграда от 11.08.2020, решение судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 12.01.2021, состоявшиеся в отношении Коростынской Елены Витальевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Калининградской области Воронцова К.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.