Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 г. по делу N 16-726/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования "Мезенский район" Сахарова А.А. на вступившие в законную силу постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 29 ноября 2019 г. и решение судьи Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 2 июня 2020 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Мезенский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 29 ноября 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 2 июня 2020 г, администрация муниципального образования "Мезенский район" (далее - администрация МО "Мезенский район", администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, и дополнениях к ней защитник администрации МО "Мезенский район" Сахаров А.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу, ссылаясь на неправильное установление фактических обстоятельств дела, наличие неустранимых сомнений в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения администрации МО "Мезенский район" к административной ответственности по вышеприведенной статье явилось нарушение требований статей 6, 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", Положения о порядке использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд, имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на территории Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 г. N 360-пп, что выразилось в следующем.
Как следует из материалов дела, в Управление Росприроднадзора по Архангельской области из Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области поступило сообщение о том, что АО "данные изъяты" на основании муниципального контракта N от ДД.ММ.ГГГГ выполнены работы по ремонту участка автомобильной дороги с твердым покрытием в г.Мезень Мезенского района Архангельской области по пр.Советский от ул. Серафимовича до ул. Макарова.
Согласно локальному сметному расчету для выполнения работ использовано 1180, 1 м3 песка, место разработки которого в соответствии с пунктом 2 технического задания установлено заказчиком. Стоимость песка в локальном сметном расчете не учтена. По запросу РУ ФСБ России по Архангельской области письмом N от 10.04.2019 Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области сообщило, что на территории Мезенского района Архангельской области расположены два участка недр (участок 1 месторождение Целегорское и участок Падунский).
Главой администрации Ботевой Н.Н. письмом от 18.09.2018 N генеральному директору АО "данные изъяты" направлено сообщение, о том, что в связи с климатическими условиями (дождливой осенней погодой) отсутствует возможность транспортировки автотранспортом сыпучих материалов (песок) с места расположения "голый холм", в связи с чем, предложено для выполнения ремонтных работ на участке улично-дорожной сети по пр. Советский, согласно муниципальному контракту, использовать сыпучий материал (песок) из района места расположения городской свалки. По данному факту должностным лицом Управления определением N от 30.09.2019 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В ходе проведения расследования был осуществлен выезд для проведения визуального осмотра места выемки песка и проведения работ по измерению разности высот для определения объема изъятого песка на территории земельного участка в районе городской свалки города Мезень Архангельской области 1 октября 2019 г. на земельном участке, где по указанию главы администрации МО "Мезенский район" АО "данные изъяты" производилась выемка песка для выполнения работ по ремонту дороги, специалистами ЦЛАТИ по Архангельской области были проведены обмеры для расчетов объемов добытого полезного ископаемого (песка).
При осмотре земельного участка было установлено, что карьер разрабатывался сплошным способом, борта карьера очень крутые (угол откоса 70-80 градусов). На дне карьера видны свежие следы техники. В момент проведения работ работающей техники в карьере не было. Специалистами ЦЛАТИ по Архангельской области были проведены обмеры при помощи геодезических приборов для последующего расчета объемов изъятого песка.
Согласно заключению ЦЛАТИ по Архангельской области по результатам измерений N от 4 октября 2019 г. объем вывезенного песка из карьера составил 2585, 36 м3.
Согласно ответу АО "данные изъяты" работы по ремонту участка автомобильной дороги с твердым покрытием в г. Мезень на пр. Советский от ул. Серафимовича до ул. Макарова выполнялись АО "данные изъяты" на основании контракта, заключенного в электронной форме по результатам проведения электронного аукциона. В соответствии с контрактом песок использовался для устройства основания покрытия проезжей части дороги. Объем использованного при выполнении работ песка определен локальным ресурсным расчетом в количестве 1180, 1 м3.
Место разработки песка согласно пункту 2 технического задания устанавливает администрация МО "Мезенский муниципальный район". Вывоз песка осуществлялся с 1 октября по 30 ноября 2018 г.
Администрацией МО "Мезенский район" представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 108200 +/- 116 м2, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: площадка для накопления отходов, и принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Мезенское".
Акты о приемке выполненных работ за сентябрь, октябрь и ноябрь подписаны и приняты главой администрации МО "Мезенский район" Ботевой Н.Н. без возражений и замечаний к выполненным работам и использованным материалам.
1 октября 2019 г. специалистом ЦЛАТИ по Архангельской области в составе комиссии Росприроднадзора в рамках проведения административного расследования по определению N были проведены работы по измерению разности высот (объект контроля - недра) на территории земельного участка в районе городской свалки г. Мезени Архангельской области. В ходе указанных работ установлено, что на территории, затронутой работами по добыче полезного ископаемого, имеется траншея общей длиной 29 м и шириной 11, 5 м, были отобраны пробы почв (грунтов) в количестве 3 штук.
Согласно заключению по результатам измерений от 4 октября 2019 г. N высота траншеи (средняя величина) между измерениями высотами в карьере, где производилась выемка песка, колеблется от 5, 9 м до 5, 32 м, согласно заключению от 16 октября 2019 г. N по результатам проведенных лабораторных исследований, измерений, испытаний отобранные почвы (грунты) с земельного участка в районе городской свалки г. Мезени Архангельской области, отнесены к песчаным грунтам (песку) в соответствии с п.3.11. ГОСТ 12536-2014.
Вместе с тем, администрацией МО "Мезенский район" не представлено доказательств о принадлежности Мезенскому району земельного участка, где осуществлялась добыча ОПИ (песка) для исполнения контракта, пользование недрами с целью добычи песка (ОПИ) на земельном участке с кадастровым номером N администрация МО "Мезенский район" осуществляла в отсутствие специального государственного разрешения -лицензии на право пользования недрами, что подтверждается материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее продажу товаров и продукции без нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что администрация имела возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации МО "Мезенский район" в пределах санкции части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей районного суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и изменения оспариваемых актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 29 ноября 2019 г. и решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 2 июня 2020 г, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Мезенский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования "Мезенский район" Сахарова А.А. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.