Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Захарова Владимира Валерьевича на вступившие в законную силу постановление Административной комиссии Администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 29 сентября 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 декабря 2020 года, определение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 10 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Захарова Владимира Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики N22 от 23 июля 2003 года "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Административной комиссии Администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 29 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 декабря 2020 года, Захаров Владимир Валерьевич (далее - Захаров В.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики N22 от 23 июля 2003 года "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Определением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 10 февраля 2021 года в удовлетворении ходатайства Захарова В.В. о восстановлении срока обжалования решения судьи районного суда отказано.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Захаров В.В. просит обжалуемые судебные акты отменить, прекратить производство по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В части обжалования определения судьи Верховного суда Чувашской Республики от 10 февраля 2021 года.
Порядок реализации права на обжалование постановления (решения) по делу об административном правонарушении регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска предусмотренного указанной нормой срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно абзацу 2 пункта 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, копия обжалуемого решения судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 декабря 2020 года получена Захаровым В.В. 10 декабря 2020 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д. 21).
Последним днем на обжалование указанного решения судьи районного суда являлось 21 декабря 2020 года.
Порядок обжалования, принятого 02 декабря 2020 года решения судьи районного суда, разъяснен в тексте самого решения по делу об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что судьей районного суда созданы необходимые условия для реализации права на его обжалование.
Вместе с тем жалоба на данное решение подана Захаровым В.В. 22 декабря 2020 года (л.д. 23) с пропуском предусмотренного статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.
Отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства о восстановлении срока на обжалование названного выше решения, судья Верховного суда Чувашской Республики обоснованно исходил из того, что объективных препятствий для подачи жалобы в установленный законом срок и данных, свидетельствующих о наличии уважительных причин, не имелось.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.
Оснований не согласиться с выводами судьи Верховного суда Чувашской Республики, изложенными в определении от 10 февраля 2021 года, не имеется, они сделаны с учетом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержащихся в ходатайстве доводов.
Судьей районного суда созданы необходимые условия для реализации права на обжалование решения от 02 декабря 2020 года в установленный законом срок: копия решения направлена Захарову В.В, порядок и срок обжалования разъяснены.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции Захаров В.В. указывает, что пропустил срок на обжалование решения судьи районного суда в связи с тем, что находился на домашнем лечении, в больницу не обращался.
Данное обстоятельство нельзя признать уважительной причиной пропуска срока на обжалование.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) (ответ на вопрос N26) судам необходимо учитывать, что устанавливая срок для подачи жалобы (принесения протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, КоАП РФ допускает возможность восстановления данного срока в случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу (приносящего протест).
Так, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
Ходатайство заявляется в письменной форме (часть 2 статьи 24.4 КоАП РФ).
Учитывая, что иных требований к оформлению ходатайств по делам об административных правонарушениях, помимо предусмотренных в части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает, ходатайство о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, так и быть подано в виде самостоятельного документа.
При этом ходатайство должно содержать указание на причины пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных мер различного характера в порядке, предусмотренном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или мер ограничительного характера, примененных в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Между тем, заявитель документально не подтвердил наличие у него заболевания.
Таким образом, оснований для направления жалобы на новое рассмотрение в Верховный суд Чувашской Республики не усматривается.
В части обжалуемого постановления административного органа и решения судьи районного суда судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики N22 от 23 июля 2003 года "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" размещение транспортных средств на озелененных территориях (газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, расположенных в границах населенных пунктов, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 5.3.1.13 Правил благоустройства территории города Чебоксары, утверждённых Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года N 1006 (далее - Правила), на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), в том числе на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак, запрещается размещение вне зависимости от времени года транспортных средств, в том числе частей разукомплектованных транспортных средств, транспортных средств, имеющих признаки брошенных транспортных средств, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращения и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения.
Согласно частям 1, 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
На основании части 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" статьей 2.6.1, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ.
При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений. В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения.
С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Основанием для привлечения Захарова В.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики N22 от 23 июля 2003 года "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" послужили выводы, что 27 августа 2020 года в 05 час. 10 мин. 50 сек. около дома 12 по ул. А.В. Асламаса г. Чебоксары Чувашской Республики, Захаров В.В, являясь собственником транспортного средства Hyundai Creta, государственный регистрационный знак N, допустил его размещение на озелененной территории, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики.
Указанное правонарушение зафиксировано техническим средством Дозор-МП, идентификатор N, работающим в автоматическом режиме, имеющего функции фотосъемки, со сроком поверки до 22 января 2022 года.
Указанный технический прибор утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (свидетельство об утверждении типа средств измерений "данные изъяты", действительное до 25 ноября 2020 года (приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N от 02 октября 2020 года срок действия указанного типа средства измерения продлен на 5 лет).
Вместе с тем согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из представленной к настоящей жалобе копии постановления Административной комиссии Администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 15 сентября 2020 года, которое оставлено без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 октября 2020 года, решением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 21 декабря 2020 года, усматривается, что Захаров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики N22 от 23 июля 2003 года "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей за то, что 27 августа 2020 года в 05 час. 10 мин. 50 сек. по адресу: г. Чебоксары, ул. А.В. Асламаса, д. 12, Захаров В.В, являясь собственником транспортного средства Hyundai Creta, государственный регистрационный знак N, допустил его размещение на озелененной территории, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики.
Согласно части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
На основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии Администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 29 сентября 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Захарова Владимира Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики N22 от 23 июля 2003 года "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Захарова Владимира Валерьевича удовлетворить частично.
Постановление Административной комиссии Администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 29 сентября 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Захарова Владимира Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики N22 от 23 июля 2003 года "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части в удовлетворении жалобы отказать.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.