Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Орлова Алексея Олеговича (далее - должностное лицо Росприроднадзора) на вступившее в законную силу решение судьи Ульяновского областного суда от 29 апреля 2021 г., вынесенное в отношении муниципального казенного предприятия "Комбытсервис" муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области (далее - МКП "Комбытсервис") по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением должностного лица Росприроднадзора N 155 от 10 декабря 2020 г. МКП "Комбытсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 февраля 2021 г. это постановление должностного лица Росприроднадзора оставлено без изменения.
Решением судьи Ульяновского областного суда от 29 апреля 2021 г. названные акты отменены, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Росприроднадзора просит отменить решение Ульяновского областного суда, приводя доводы о его незаконности.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - МКП "Комбытсервис" в своих возражениях просило оставить эту жалобу должностного лица Росприроднадзора без удовлетворения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы должностного лица Росприроднадзора позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно содержанию названного постановления должностного лица Росприроднадзора N 155, МКП "Комбытсервис" в установленный срок, не позднее чем в 2019 г, не провело инвентаризацию объекта - полигона ТБО и в срок до 5 марта 2020 г. не представило в Межрегиональное управление Росприроднадзора характеристику объекта размещения отходов - полигона твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление должностного лица Росприроднадзора N 155, судья Ульяновского областного суда прекратил производство по данному делу об административном правонарушении, вынеся вышеназванное решение.
Согласно материалам данного дела, основания для возбуждения в отношении МКП "Комбытсервис" настоящего дела об административном правонарушении, имели место 5 марта 2020 г.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек 5 марта 2021 г.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Указанная правовая позиция корреспондирует к положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
В силу пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Поскольку названным решением судьи Ульяновского областного суда производство по данному делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, и срок давности привлечения к административной ответственности МКП "Комбытсервис" на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, поэтому возможность правовой оценки его действий на предмет наличия состава административного правонарушения, его доказанности, его вины в совершении инкриминируемого ему правонарушения, а также возможность выводов судьи по этим вопросам по жалобе должностного лица Росприроднадзора утрачена.
Ввиду невозможности ухудшения положения юридического лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Ульяновского областного суда от 29 апреля 2021 г, вынесенное в отношении муниципального казенного предприятия "Комбытсервис" муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу исполняющего обязанности заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Орлова Алексея Олеговича - без удовлетворения.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.