Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу главного врача федерального государственного бюджетного учреждения санаторий "Глуховская" Министерства здравоохранения России Фархшатова Ильдуса Рафкатовича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13 июля 2020 года, решение судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 26 октября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
главного врача федерального государственного бюджетного учреждения санаторий "Глуховская" Министерства здравоохранения России Фархшатова Ильдуса Рафкатовича,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 26 октября 2020 года и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 января 2021 года, главный врач федерального государственного бюджетного учреждения санаторий "Глуховская" Министерства здравоохранения России (далее ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России) Фархшатов И.Р. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Фархшатов И.Р. просит отменить состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Фархшатова И.Р. к административной ответственности) действия (бездействие), принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Исходя из принципа обеспечение конкуренции контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статьи 6, 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Таким образом, из системного толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики могут заключить государственный контракт без проведения конкурентных процедур на поставку товара, выполнение работы, оказание услуг в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются непосредственно организациями, указанными в части 1 данной статьи.
Данное исключение из правил Закона о контрактной системе не предусматривает возможность дальнейшего определения организациями (единственными поставщиками, подрядчиками, исполнителями) посредников, соисполнителей или субподрядчиков, поскольку это приведет к нарушению основных принципов законодательства о контрактной системе, "обходу" конкурентных процедур.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе, когда производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и (или) предприятием уголовно-исполнительной системы, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1292 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)".
Как усматривается из материалов дела, 26 июля 2019 года ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России (заказчик) в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение об осуществлении закупки у единственного подрядчика N 0301100004419000135, по результатам которой 7 августа 2019 года между ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России (заказчик) и ФГУП "Управление строительства N 3 Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" (подрядчик) заключен контракт N ЕП/05-19 на сумму 2488802, 40 рублей.
В соответствии с условиями контракта N ЕП/05-19 от 7 августа 2019 года подрядчик обязуется выполнить работы по демонтажу здания котельной-электростанции ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России, в соответствии с Локальным сметным расчетом (Приложение N1), являющимся неотъемлемой частью контракта. Место выполнения работ: 452013, Республика Башкортостан, Белебеевский район, село санатория Глуховского, санаторий "Глуховская". Срок выполнения работ: с момента заключения Контракта в течение 60 календарных дней (п.1.1-1.3). Приложением N1 сторонами согласован локальный сметный расчет.
21 августа 2019 года подрядчиком по контракту N ЕП/05-19 от 7 августа 2019 года в лице ФГУП "Управление строительства N 3 Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки N 31908221781 на демонтаж здания котельной-электростанции ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России на сумму 2 488802, 40 рублей.
21 августа 2019 года между ФГУП "Управление строительства N 3 Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" и ФИО5 заключен договор подряда N ЕП/05-19-222-19 на сумму 2 314 586, 23 рублей.
Объем работ, указанный в государственном контракте, заключенном между ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России и ФГУП "Управление строительства N 3 Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" (который необходимо выполнить непосредственно учреждением (предприятием) уголовно-исполнительной системы), в полном объеме передается договором подряда, заключенным между ФГУП "Управление строительства N 3 Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" и ФИО6".
4 февраля 2020 года комиссией УФАС по Республике Башкортостан проведена внеплановая проверка заказчика в лице ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России по соблюдению требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки у единственного подрядчика N 0301100004419000135, по результатам которой в действиях заказчика установлено нарушение части 5 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения главного врача ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России Фархшатова И.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29 названного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно материалам дела, 15 июля 2019 года главным врачом Фархшатовым И.Р. издан приказ N ЕП/5-19 о заключении договора с единственным поставщиком на выполнение работ по демонтажу здания котельной-электростанции ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России, контроль за исполнением приказа оставляет за собой. В этот же день Фархшатовым И.Р. подписан отчет о невозможности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Осуществление закупки у единственного подрядчика завершилось заключением 7 августа 2019 года контракта N ЕП/05-19.
Таким образом, Фархшатов И.Р. будучи главным врачом, лицом, на которого возложена помимо прочего ответственность действовать в интересах учреждения, нести ответственность за последствия своих действий, допустил нарушение норм действующего законодательства при выборе способа осуществления закупки.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, главный врач ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России Фархшатова И.Р. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда обоснованно посчитал правомерными выводы решения Управления ФАС по Республике Башкортостан о том что, заказчиком в лице ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России, на которого возложена, помимо прочего, ответственность действовать в интересах учреждения, нести ответственность за последствия своих действий, осуществлена закупка у единственного подрядчика с нарушением требований действующего законодательства, а именно выполнение работ по капитальному ремонту объектов государственного заказчика в предусмотренном извещением и контрактом объеме, фактически планируемым к выполнению и выполненными ФГУП "Управление строительства N 3 ФСИН", не соответствует положениям части 5 статьи 24, пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Судьями правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Доводы жалобы заявителя основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их удовлетворения не имеется.
Несогласие главного врача ФГБУ санаторий "Глуховская" Минздрава России Фархшатова И.Р. с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Вопреки доводам жалобы наличие существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о доказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 7.29 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13 июля 2020 года, решение судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 26 октября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
главного врача федерального государственного бюджетного учреждения санаторий "Глуховская" Министерства здравоохранения России Фархшатова Ильдуса Рафкатовича, оставить без изменения, жалобу главного врача федерального государственного бюджетного учреждения санаторий "Глуховская" Министерства здравоохранения России Фархшатова Ильдуса Рафкатовича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.