Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 5 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Исаевой Э.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Учалинскому району г. Учалы и Республики Башкортостан от 9 декабря 2020 года, решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 5 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по Учалинскому району г. Учалы и Республики Башкортостан от 9 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2021 года, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 5 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее также МБОУ "СОШ N 5", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор МБОУ "СОШ N 5" Исаева Э.В. просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, прекратить производство по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 6 февраля 2020 года по результатам проверки, проведенной в отношении МБОУ "СОШ N 5" на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Учалы, Учалинского и Абзелиловского районов по пожарному надзору по Республике Башкортостан от 9 января 2020 года N 3, должностным лицом административного органа учреждению выдано предписание N 3/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 1 августа 2020 года.
Данное предписание получено директором МБОУ "СОШ N 5" 6 февраля 2020 года.
На основании ходатайства директора МБОУ "СОШ N 5" срок исполнения предписания продлен решением главного государственного инспектора г. Учалы, Учалинского и Абзелиловского районов по пожарному надзору по Республике Башкортостан до 28 сентября 2020 года.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами административного органа на основании распоряжения от 7 октября 2020 года N 123, установлено, что указанное предписание в части не выполнено, а именно: ширина эвакуационных выходов из помещения столовой менее 1, 2 м (фактическая ширина 0, 87 м) (пункт 2); в подвале, где расположена лыжная база и тир, дверь на пути эвакуации открывается не по направлению выхода из здания (пункт 4); из подвального этажа, где расположена лыжная база и тир, отсутствует второй эвакуационный выход (пункт 5); не организовано не реже одного раза в пять лет проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крышах, с составлением соответствующего протокола испытаний (пункт 6).
По факту невыполнения предписания 27 октября 2020 года государственным инспектором г. Учалы, Учалинского и Абзелиловского районов по пожарному надзору по Республике Башкортостан в отношении МБОУ "СОШ N 5" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: предписанием об устранении требований пожарной безопасности от 6 февраля 2020 года; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; уставом учреждения; актом проверки от 14 октября 2020 года; распоряжением о проведении внеплановой проверки от 6 октября 2020 года; протоколом об административном правонарушении от 27 октября 2020 года, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Из дела усматривается, что предписание от 6 февраля 2020 года выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах предоставленной компетенции. Оно содержит указание на допущенное нарушение в области пожарной безопасности, направлено на устранение выявленного нарушения, является исполнимым, срок, установленный для исполнения предписания с учетом его продления, является разумным. Сведений о том, что предписание от 6 февраля 2020 года обжаловалось учреждением в установленном законом порядке не представлено.
В настоящей жалобе заявитель указывает об отсутствии вины учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения, заявляя, что МБОУ "СОШ N 5" является бюджетным учреждением, нарушение требований пожарной безопасности и невыполнение предписания вызвано тем, что не выделяется соответствующее финансирование, при этом юридическим лицом приняты все возможные и зависящие от него меры к получению денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Данный довод не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.
В материалах дела, действительно, имеются документы, свидетельствующие о том, что директор учреждения обращалась (19 февраля и 20 февраля 2020 года, 15 июня 2020 года, 28 июля 2020 года, 8 сентября 2020 года) в отдел образования администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан по вопросу необходимости исполнения предписания, выделения дополнительных финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Вместе с тем то обстоятельство, что соответствующее финансирование выделено не было, не лишало юридическое лицо возможности привлечь для выполнения предписания и приведения помещений учреждения в соответствие с требованиями пожарной безопасности иные средства, в том числе полученные от приносящей доход деятельности учреждения.
Согласно Уставу МБОУ "СОШ N 5", учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, виды которой перечислены в пунктах 2.3.3, 2.5, 2.6 Устава.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что учреждением не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере школьного образования.
Таким образом, МБОУ "СОШ N 5" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Событие и состав административного правонарушения, в том числе место и время его совершения, вопреки доводам заявителя, установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К этим выводам обоснованно пришли судебные инстанции, отразив их в вынесенных судебных актах.
Обжалуемые постановление мирового судьи судебного участка и решение судьи районного суда Республики, соответствуют требованиям статей 24.1, 26.11, 29.10, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: они достаточно мотивированы, в них отражены юридически значимые для дела фактические обстоятельства, содержание имеющихся в деле доказательств, их анализ и оценка в совокупности, приведены доводы, по которым судьи пришли к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что МБОУ "СОШ N 5" имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылки заявителя на то, что подвальные помещения в настоящее время не используются в качестве лыжной базы, не освобождают учреждение от исполнения возложенной на него обязанности по исполнению требований предписания в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Доводы, имеющие правовое значение, в том числе о несоответствии протокола об административном правонарушении положениям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и отвергнуты как необоснованные.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Из доводов поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Назначенное МБОУ "СОШ N 5" административное наказание согласуется с санкцией части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, в ходе производства по данному делу допущено не было.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Учалинскому району г. Учалы и Республики Башкортостан от 9 декабря 2020 года, решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 5 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, оставить без изменения, а жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 5 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Исаевой Э.В. - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.