Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Белова В.И, Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 мая 2021 года кассационную жалобу Клименко О.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 23 марта 2021 года по административному делу
N 2а-2215/2020 по административному исковому заявлению Клименко О.А. к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении водного объекта в пользование.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения Клименко О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Железнодорожного районного суда города Самары от
23 октября 2020 года, административное исковое заявление Клименко О.А. удовлетворено. Признано незаконным решение Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Нижне-Волжское БВУ) в лице отдела водных ресурсов по Самарской области от 11 июня 2020 года N КГ-12/1698 об отказе в предоставлении водного объекта в пользование. На административного ответчика возложена обязанность возобновить проведение открытого водного аукциона на право заключения договора водопользования на использование участка акватории Саратовского водохранилища площадью 0, 008 квадратных километров, расположенного в границах: "адрес" от устья реки Волга, у левого берега реки Волга, "адрес" основного судового хода по Атласу ЕГС ЕЧ РФ т. 6 ч. 2, изд. 2018 года, в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 23 марта 2021 года решение Железнодорожного районного суда города Самары от 23 октября 2020 года отменено, по делу постановлено новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Клименко О.А.
Не согласившись с апелляционным определением, Клименко О.А. в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене данного судебного постановления, указывая на необоснованное истребование у Министерства лесного хозяйства окружающей среды и природопользования Самарской области согласования возможности предоставления водного объекта в пользование.
Податель жалобы также указывает, что приказом административного ответчика от 8 июня 2020 года N 257 отменён аукцион, дата, время и условия которого назначены приказом N 197 от 24 апреля 2020 года. Тем самым фактически ей отказано в предоставлении в пользование водного объекта и нарушены её права.
Участвующие в деле лица извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущены.
В силу положений статей 7-9 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтённых лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учётный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Согласно пункту 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным этим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации).
Положениями части 1 стать 16 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 230, организатором аукциона является: Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоёмов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
Согласно пункта 7 названных Правил организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона".
Приказом Минприроды России от 22 мая 2014 года N 225 утверждён административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования (далее - административный регламент).
Согласно пункту 70 административного регламента при определении условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти: разрабатывается проект условий использования водного объекта; при заключении договора водопользования в отношении нескольких водозаборов, объектов водопользования - условий использования водного объекта по каждому из них; определяются условия использования водного объекта по согласованию со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции: 1) с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящего Регламента; 2) с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения; 3) с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1. Положения об отделе водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ, утверждённого приказом Нежне-Волжского БВУ от 9 июля 2014 года N 110 (далее - Положение), отдел является структурным подразделением (без образования юридического лица) Нижне-Волжского БВУ, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Самарской области.
В соответствии с пунктом 2 Положения основными функциями отдела являются предоставление в пределах установленной компетенции прав пользования участками водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, а также ведение государственного водного реестра, в порядке, установлено законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что 17 января 2020 года Клименко О.А. обратилась в отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ с заявлением о предоставлении в пользование сроком на 20 лет участка акватории затона Ширчик Саратовского водохранилища площадью 0, 008 кв.м, расположенного в границах: "адрес" от устья реки Волга у левого берега реки Волга, "адрес". основного судового хода по Атласу ЕГС ЕЧ т. 6 ч. 2, изд. 2018 года для размещения плавучих объектов, сооружений для причаливания и отстоя судов.
К заявлению были приложены документы по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 января 2018 года N 533 "Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование".
Административным ответчиком направлены соответствующие запросы заинтересованным лицам.
Приказом Нижне-Волжского БВУ от 24 апреля 2020 года N 197 назначена дата, время и определены условия открытого аукциона N 221 по приобретению права на заключение договора водопользования на испрашиваемый участок акватории. Проведение аукциона назначено на 13 июля 2020 года.
На запрос административного ответчика администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области предложено рассмотреть возможность установки контейнерной площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов в зоне размещения предполагаемых к строительству объектов.
На запрос от 23 апреля 2020 года Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области письмом от 30 апреля 2020 года сообщено, что испрашиваемый участок акватории частично относится к землям лесного фонда и находится в 24 выделе 159 квартала Задельненского участкового лесничества, Ново-Буянского лесничества.
Приказом Нижне-Волжского БВУ от 8 июня 2020 года N 257 открытый аукцион N 221 отменён.
Письмом N КГ-12/1698 от 22 июня 2020 года Клименко О.А. уведомлена об отмене аукциона по причине отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в согласовании запрашиваемого участка акватории в связи с отнесением его к землям лесного фонда.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик не вправе был направлять запрос в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, а также не вправе был отменять аукцион N 221 по приобретению права на заключение договора водопользования на испрашиваемый участок акватории. При этом принято во внимание, что координаты испрашиваемого участка акватории не пересекаются с границами 1-8 выделов 159 квартала Задельненского участкового лесничества, Ново-Буянского лесничества и иных земельных участков.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что обращение административного истца является повторным. Ранее выявлялось наложение границ испрашиваемого участка акватории с границами лесов. В данном случае из представленных материалов также усматривалось, что границы участка акватории непосредственно примыкают к землям лесного фонда. В связи с чем суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об обоснованности направления запроса в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Вывод суда апелляционной инстанции об обоснованности направления названного запроса в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области является правильным.
Пунктом 67 административного регламента определено, что составной частью административной процедуры является в том числе: определение условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти.
Поскольку участок акватории испрашивался для целей размещения плавучих объектов для отдыха на воде, отстоя и причаливания судов, которые предполагают непосредственное примыкание к береговой полосе выдела 24 квартала N 159 названного лесничества, административным ответчиком обосновано направлен запрос в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что границы испрашиваемого объекта частично пересекают границы участка лесного фонда, что является препятствием для проведения аукциона, является правильным.
Заинтересованным лицом представлена выписка из государственного лесного реестра, согласно которой лесной участок (выдел 24) является особо защитным, отнесён к берегозащитным, почвозащитным, расположенным вдоль водных объектов, склонов оврагов. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано, присвоен кадастровый номер.
Ссылка в кассационной жалобе на заключение кадастрового инженера не может быть принята во внимание, поскольку оно содержит сведения об отсутствии пересечения границ акватории с границами 1 - 8 выделов 159 квартала Задельненского участкового лесничества, Ново-Буянского лесничества, при том, что заинтересованное лицо сообщало о пересечении границ выдела 24.
В соответствии с пунктом 16 названных выше Правил организатор аукциона не позднее 15 дней до окончания срока подачи заявок вправе отказаться от проведения аукциона и в течение 2 дней обязан известить заявивших об участии в аукционе о своем отказе от проведения аукциона.
В связи с установленными обстоятельствами аукцион был обоснованно отменён.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку названной совокупности условий не установлено, оснований для удовлетворения административного искового заявления Клименко О.А. не имелось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении административного искового заявления. Оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 23 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Клименко О.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 16 июля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.