Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Ромасловской И.М, Умбетовой Э.Ж, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Министерства государственного имущества Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 марта 2021 года по гражданскому делу N по иску Рыбакова "данные изъяты" к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о понуждении предоставить земельный участок, заслушав доклад судьи Ромасловской И.М, пояснения представителя ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Фурзиковой Л.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
истцы Рыбаков А.А. обратился в суд с иском к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить земельный участок в срок до 01.01.2022 года, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, мотивируя свои требования тем, что является гражданином, имеющим ребенка - инвалида. В состав его семьи входят дети "данные изъяты", супруга "данные изъяты" Распоряжением Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23.05.2019 года N409 он принят на учет в качестве лица, имеющего право на внеочередное предоставление земельного участка в собственность бесплатно. Письмом от 27.07.2020 года ответчик сообщил, что по состоянию на указанную дату в списке на внеочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно заявление истца находится за порядковым номером 1223.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20.11.2020 года, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 11.03.2021 года, иск Рыбакова "данные изъяты" к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о понуждении предоставить земельный участок удовлетворен.
На Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложена обязанность предоставить Рыбакову "данные изъяты" земельный участок в собственность бесплатно в срок не позднее 01 января 2022 года.
С Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу Рыбакова Александра Андреевича взысканы расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе представитель Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, не согласны как с удовлетворением самого требования о понуждении предоставить земельный участок, так и со сроком исполнения обязательства, так как судами не исследовалась фактическая возможность исполнения обязательства в установленные сроки. Считают, что судами при принятии обжалуемых решений не учтено, что в настоящее время в Целевом земельном фонде Республики Марий Эл отсутствуют пригодные для предоставления земельные участки.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судами установлено, что Рыбаков А.А. является гражданином, имеющим ребенка-инвалида "данные изъяты". Также в состав его семьи входят дети "данные изъяты", супруга "данные изъяты"
Согласно письму Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23.07.2020 года Рыбаков А.А. принят на учет в качестве лица, имеющего право на внеочередное предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
По состоянию на 27.07.2020 года в Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл в списке на внеочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно числится 1274 гражданина. В этом списке заявление истца находится за порядковым номером 1223.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Рыбакова А.А, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что действующим законодательством Рыбакову А.А, как гражданину, имеющему ребенка-инвалида, предоставлено право на внеочередное приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Так, Конституция Российской Федерации (ст.7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекс Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса (далее- уполномоченный орган).
Согласно подп.6 ст.39.5 Земельного кодекс Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подп.7 ст.39.5 Земельного кодекс Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подп.6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст.39.5 данного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст.39.5 данного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (п.1 ст.39.19 Земельного кодекс Российской Федерации).
В силу п.2 ст.39.19 Земельного кодекс Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в вышеприведенном подп.6 и 7 ст.39.5 данного Кодекса, а также порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В Республике Марий Эл указанные отношения регулируются Законом от 27.02.2015 года N3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" (далее - Закон от 27 февраля 2015 года N3-З).
Так, согласно пунктам 2, 3 ст.10 Закона от 27 февраля 2015 года N3-З предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно осуществляется постоянно проживающим на территории Республики Марий Эл гражданам, имеющим трех и более детей и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющим основания для постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома в границах населенного пункта постоянно проживающим на территории Республики Марий Эл гражданам, имеющим ребенка-инвалида.
В соответствии со ст.9 Закона от 27 февраля 2015 года N3-З право на внеочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов имеют постоянно проживающие на территории Республики Марий Эл граждане, имеющие ребенка-инвалида.
В силу ст.14 Закона от 27 февраля 2015 года N3-З предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, установленных пунктами 1 - 3.1 ст.10 данного Закона, в собственность бесплатно осуществляется из целевых земельных фондов Республики Марий Эл и муниципальных образований в Республике Марий Эл.
Учитывая положения вышеуказанных норм в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности.
Доводы кассационной жалобы о неправомерности возложения на Министерство обязанности предоставить истцу земельный участок, в том числе в срок не позднее 01.01.2022 года, ввиду отсутствия в целевом земельном фонде Республики пригодных для предоставления объектов, подлежат отклонению, так как указанные обстоятельства не являются условием при которых Министерство освобождается, может быть освобождено от исполнения возложенной на него законом обязанности. Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, в случае невозможности по объективным причинам исполнения решения в установленный судом срок, Министерство государственного имущества Республики Марий Эл, при предъявление достоверных доказательств, объективно исключающих возможность исполнения решения в установленный срок, не лишено возможности обратиться в суд первой инстанции с заявлением об отсрочке его исполнения в соответствии со ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что удовлетворение требований истца приводит к изменению очередности предоставления земельных участков, не являются основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений, поскольку решением суда определен срок его исполнения в порядке ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как порядок предоставления земельных участков определен положениями п.13 ст.14 Закона от 27 февраля 2015 года N3-З, согласно которому предоставление земельных участков в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности принятия граждан на учет. При этом гражданину, стоящему на учете первым, предлагается земельный участок, имеющий первый порядковый номер в целевом земельном фонде, второму - второй и так далее. При этом, как указывалось ранее, в случае невозможности по объективным причинам исполнения решения в установленный судом срок, Министерство государственного имущества Республики Марий Эл, при предъявление достоверных доказательств, объективно исключающих возможность исполнения решения в установленный срок, не лишено возможности обратиться в суд первой инстанции с заявлением об отсрочке его исполнения в соответствии со ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Совокупностью исследованных доказательств подтверждается нарушение гарантированного права семьи Рыбакова А.А. на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как семье, имеющей ребенка-инвалида, поскольку в течение длительного времени - с 2019 года до настоящего времени земельный участок для осуществления индивидуального жилищного строительства семье Рыбакова А.А. не предоставлен.
В кассационной жалобе представитель Министерства государственного имущества Республики Марий Эл указывает на правовую позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.02.2008 года N121-О-О, согласно которой отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявительницы, перечисленных в жалобе.
Вместе с тем, в данном определении указано на необходимость проверки того, как органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления реализовывались положения законодательства, направленные на предоставление земельных участков отдельным категориям граждан, предусматривающие право отдельных категорий граждан на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
При этом, кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, подтверждающие реализацию положений законодательства, направленных на предоставление земельного участка семье Рыбакова А.А, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
Из представленной ответчиком в материалы дела переписки с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, с Первым заместителем Правительства Республики Марий Эл следует, что сдерживающим фактором по реализации положений законодательства, направленных на предоставление земельных участков отдельным категориям граждан, является отсутствие финансирования, в том числе, на обеспечение инфраструктурой предоставляемых земельных участков.
Однако, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения земельными участками для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома в границах населенного пункта постоянно проживающим на территории Республики Марий Эл граждан, имеющим ребенка-инвалида, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан указанными земельными участками.
Суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные постановления законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, приведены в обжалуемых судебных постановлениях.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судом кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают.
Каких - либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемого апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Кассационная жалоба рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи И.М. Ромасловская
Э.Ж. Умбетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.