Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего ФИО6
судей ФИО8, ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании, в порядке статьи 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с использованием системы видеоконференц-связи, кассационную жалобу ФИО1 на решение Вахитовского районного суда "адрес" Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "адрес"" об обязании произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги, Заслушав доклад судьи ФИО8, выслушав объяснения представителя заявителя - ФИО3, действующего на основании доверенности, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что она и члены её семьи с 2012 года являются сособственниками квартиры по адресу "адрес" размере 1/5 доли каждый.
Управление многоквартирным домом осуществляет ответчик. С даты приобретения квартиры и до настоящего времени в ней никто не проживает и не зарегистрирован; истица с семьёй проживает и зарегистрирована в доме по адресу "адрес". При этом ответчик производит истцам начисления по оплате коммунальных услуг в спорной квартире. Заявление о перерасчёте начислений по коммунальным услугам в связи с отсутствием в квартире проживающих лиц ответчиком удовлетворено не было.
Полагая отказ незаконным, ФИО1 просила обязать ООО "Управляющая компания "адрес"" произвести перерасчёт начислений по коммунальным услугам, включая плату за холодную и горячую воду, водоотведение, электроснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика 20000 руб. компенсации морального вреда, а также штраф, предусмотренный статьёй 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Решением Вахитовского районного суда "адрес" Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленными по делу судебными актами, ФИО1 подала кассационную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение, которым ее требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании, проведенным посредством видеоконференц-связи, представитель ФИО1 - ФИО3 доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, просил суд ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания от них не поступало.
В соответствии со статьей 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела рассмотрено в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО4, ФИО4, ФИО5, ФИО5 принадлежит по 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу "адрес".
Управление многоквартирным домом N по "адрес" осуществляет ООО "Управляющая компания "адрес"".
С ДД.ММ.ГГГГ истица и все члены ее семьи зарегистрированы по адресу "адрес".
В июле 2020 года и в сентябре 2020 года истица обращалась к ответчику с заявлением о перерасчёте начислений по коммунальным услугам, а именно плату за холодную и горячую воду, водоотведение, электроснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, указывая, что в спорной квартире никто не проживает и не зарегистрирован.
Письмами от 18 августа 2020 года и от 15 сентября 2020 года ответчик отказал истице в удовлетворении заявлений, обосновав отказ ссылкой на положения пункта 56 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 г. и указав, что начисления по коммунальным услугам производится на 5 человек, которые являются сособственниками спорной комнаты. Выписка из домовой книги не является документом, подтверждающим продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что положения названных Правил не предусматривают обязанности управляющей организации производить перерасчёт начислений по коммунальным услугам в случае, если собственник жилого помещения постоянно не проживает и не зарегистрирован в этом помещении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы истца по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливе при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (пункт 148(28) Правил).
В соответствии с пунктом 148(34) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В пункте 148(24) Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148(22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить, перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом YIII настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 56 Правил, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Пунктом 86 Правил также предусмотрено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
Таким образом, перерасчет размера платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также иные коммунальные услуги (кроме отопления, электроснабжения и газоснабжения на цели отопления жилых (нежилых) помещений) при отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом YIII Правил.
Иного порядка перерасчета размера платы за указанные коммунальные услуги Правила не содержат.
Из материалов дела следует, что в спорном жилом помещении по адресу: "адрес" постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется. Истец и другие собственники комнаты, зарегистрированы по иному адресу.
Неиспользование собственниками спорного жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное, отсутствие потребителя", применяемому в Правилах для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения истца и членов ее семьи, как собственников комнаты от оплаты коммунальных услуг.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 56 (2) и 148(36) Правил прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Пункт 148(36) Правил был предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации по административному исковому заявлению К. о признании данного пункта Правил недействующим.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ19-967 в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующим пункта 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 отказано. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ18-238 также признал пункт 56(2) Правил соответствующим положениям части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нижестоящие суды, учитывая установленные обстоятельства и правовые нормы, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ООО "Управляющая компания "адрес"" обязанности осуществить перерасчет платы истцу за коммунальные услуги с 2012 года по настоящее время.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что до 1 января 2017 года (даты вступления в силу изменений в Правила) истица не обращалась к ответчику с требованием о проведении перерасчёта начислений; при этом согласно положениям пункта 91 Правил заявление о перерасчёте размера платы за коммунальные услуги должно быть подано не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. Кроме того, истицей не представлено и документов, которые до 1 января 2017 года могли бы служить основанием для перерасчёта начислений (пункт 93 Правил).
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм права основаны на неправильном понимании вышеприведенных норм, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебных актов.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами нижестоящих судов, поскольку считает, что выводы основаны на материалах дела, анализе представленных сторонами письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормы действующего законодательства применены судом верно.
Оснований для отмены судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда "адрес" Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО6
Судьи ФИО8
ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.