Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Ривер" Каток Сергея Васильевича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора отдела КМАП Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее также - Центральное МУГАДН) от 27 марта 2020 года, решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 13 июля 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 21 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ривер" (далее также - ООО "Ривер", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора отдела КМАП Центрального МУГАДН от 27 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Воскресенского городского суда Московской области от 13 июля 2020 года и решением судьи Московского областного суда от 21 января 2021 года, ООО "Ривер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Каток С.В. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения ООО "Ривер" к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, постановлением должностного лица от 27 марта 2020 года послужили изложенные в нем выводы о том, что 14 февраля 2020 года в 11 час. 31 мин. на 81 км. автомобильной дороги федерального значения М-5 "Урал" общество допустило выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров с нарушением правил использования контрольного устройства (тахографа). 14 февраля 2020 года водитель ООО "Ривер" З.К.М. управлял транспортным средством марки "Вольво", государственный регистрационный знак "данные изъяты" с прицепом/полуприцепом, государственный регистрационный знак "данные изъяты", с нарушением правил использования контрольного устройства (блокирование, корректировка, модификация, фальсификация регистрируемой им информации при международных перевозках), главы III приложения "Контрольное устройство" к Европейскому соглашению, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и ответственности за нарушение порядка их выполнения", а именно: в ходе транспортного контроля выявлено отсутствие карты водителя в слоте тахографа.
Судебные инстанции, рассмотрев жалобы директора общества Каток С.В, поданные в порядке статей 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоявшиеся по делу акты оставили без изменения.
Вместе с тем с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения составляет два месяца (часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В части 2 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
В рассматриваемом случае событие, которое должностное лицо квалифицировало как содержащее признаки состава административного правонарушения, имело место 23 января 2020 года (л.д.85).
Следовательно, по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек 23 марта 2020 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение указанных норм 27 марта 2020 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, государственный инспектор отдела КМАП Центрального МУГАДН рассмотрел данное дело об административном правонарушении, признав ООО "Ривер" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре указанного постановления должностного лица судебными инстанциями вопросу соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности не было дано надлежащей правовой оценки.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора отдела КМАП Центрального МУГАДН от 27 марта 2020 года, решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 13 июля 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 21 января 2021 года подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изложенное не противоречит правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 17 июля 2017 года N 48-АД17-7, от 10 мая 2016 года N 19-АД16-3, от 15 июня 2015 года N 34-АД15-2.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора отдела КМАП Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27 марта 2020 года, решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 13 июля 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 21 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ривер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.