Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Паниной К.О., действующей в интересах Островерхова С.А., на вступившие в законную силу постановление судьи Калачеевского районного суда Воронежской области от 2 ноября 2020 года и решение судьи Воронежского областного суда от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении заместителя начальника управления реализации юридических лиц департамента управления реализацией публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж" (далее также - ПАО "ТНС энерго Воронеж", общество) Островерхова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калачеевского районного суда Воронежской области от 2 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Воронежского областного суда от 18 января 2021 года, заместитель начальника управления реализации юридических лиц департамента управления реализацией ПАО "ТНС энерго Воронеж" Островерхов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Панина К.О. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Островерхова С.А. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз.2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абз.3).
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.1, 2.6, 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Как усматривается из материалов дела, в период с 5 октября 2020 года по 13 октября 2020 года на основании приказа начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах) от 2 октября 2020 года N 22ПЭ-10 должностным лицом указанного органа проведено санитарно-эпидемиологическое расследование причин возникновения инфекционного заболевания коронавирусной инфекции в отношении ПАО "ТНС энерго Воронеж" по Калачеевскому, Павловскому, Воробьевскому, Верхнемамонскому представительствам по адресу: Воронежская область, г. Калач, ул. Краснобратская, д.5.
По результатам проведенного расследования 13 октября 2020 года должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах составлен акт N 22ПЭ-10 и протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых указано о нарушении заместителем начальника управления реализации юридических лиц департамента управления реализацией ПАО "ТНС энерго Воронеж" Островерховым С.А. ст.11, п.1 ст.24, п.1 ст.29, п.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, п.2.7, п.3.5, п.3.6.3 санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.5.1378-03.3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 июня 2003 года N 131, п. 4.4 раздела 4 санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, п.3.3 раздела 3, п.п.4.8, 4.9 раздела 4 МР 3.1/2.2.0172/5-20 "Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19", п.17.1, п.17.6 СП 3.1/3.2.3146-13, выразившемся в следующем:
- в помещении организации для ожидания клиентами и в кабинете для сотрудников по коммунальному обслуживанию флаконы с жидкостью объемом 1, 5 л и 0, 5 л с дозатором, применяемые в качестве кожного антисептика для обработки рук, обезличены, отсутствует маркировка с указанием наименования антисептика, концентрации, даты приготовления, предельного срока использования;
- в помещении организации для ожидания клиентами своей очереди для их обслуживания не соблюдается социальная дистанция (столы и стулья расположены очень близко друг к другу, менее 1, 5 м.);
- в организации не определено количество облучателей из расчета на объем помещений, а также режима их работы в соответствии с инструкциями к данным установкам. Для обеззараживания воздуха в организации имеется только один передвижной ультрафиолетовый бактерицидный облучатель (рециркулятор) для 4 помещений первого этажа, где осуществляется работа с абонентами и для административных кабинетов на втором этаже, что не позволяет проводить регулярное обеззараживание воздуха помещений со скоплением людей, персонала;
- влажная уборка в офисе (служебных помещений, производственных помещений и мест общего пользования) проводится 2 раза в день, вместо каждых 2-4 часа;
- организацией не обеспечено проведение дезинфекции во всех помещениях, не создан запас дезинфицирующих средств, на момент расследования в организации дезинфицирующие средства отсутствовали (не представилось возможным осуществить отбор проб для проведения лабораторных исследований);
- в качестве дезинфицирующего средства в организации используется "Белизна - гель";
- не выделено место для приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств, хранения и просушивания уборочного инвентаря (уборочный инвентарь хранится в местах общего пользования, ветошь просушивается на отопительных радиаторах).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя начальника управления реализации юридических лиц департамента управления реализацией ПАО "ТНС энерго Воронеж" Островерхова С.А. постановлением судьи районного суда от 2 ноября 2020 года к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу Островерхова С.А, поданную в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 18 января 2021 года постановление по делу об административном правонарушении оставил без изменения, согласившись с выводами судьи районного суда.
Вместе с тем, выводы судебных инстанций о доказанности совершения Островерховым С.А. указанного административного правонарушения, являются преждевременными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В ходе рассмотрения дела Островерхов С.А, возражая против вмененных ему нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, указывал о том, что приказом ПАО "ТНС энерго Воронеж" от 1 октября 2020 года N161 с 1 октября 2020 года работники общества переведены на дистанционный метод работы, очный прием потребителей не осуществлялся.
В подтверждение данного обстоятельства представлялась копия приказа ПАО "ТНС энерго Воронеж" от 1 октября 2020 года N161 (л.д.119-120), в котором указано о временном переводе работников общества, перечисленных в приложении N1 к данному приказу, с 1 октября 2020 года до особого указания на дистанционный метод работы; о прекращении с 1 октября 2020 года очного приема потребителей и допуска их в административное здание Калачеевского представительства.
Доказательств того, что в помещении организации для ожидания клиентами своей очереди для их обслуживания не соблюдается социальная дистанция, в материалах дела не имеется. На представленных административным органом фотографиях посетителей не имеется.
Также судебными инстанциями должным образом не выяснялся вопрос о том, были ли работники ПАО "ТНС энерго Воронеж" на рабочих местах в помещениях по указанному адресу.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Островерхов С.А. указывал на то, что в помещениях производится влажная уборка каждые 2-4 часа.
В подтверждение данного обстоятельства представлялись копии дополнительных соглашений к трудовым договорам с уборщиками производственных и служебных помещений Ливерко Ю.В. и Кравцовой Н.Е. (л.д.60, 61), служебные записки (л.д.62, 63).
В ходе рассмотрения дела указанные и иные доводы и обстоятельства, на которые ссылались Островерхов С.А. и его защитник Панина К.О, судебными инстанциями должным образом не проверены, надлежащая оценка им не дана.
При этом следует отметить, что в соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.
При таких обстоятельствах следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Калачеевского районного суда Воронежской области от 2 ноября 2020 года и решение судьи Воронежского областного суда от 18 января 2021 года подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку на момент рассмотрения в Первом кассационном суде общей юрисдикции жалобы защитника Паниной К.О. срок давности привлечения Островерхова С.А. к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Калачеевский районный суд Воронежской области.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем приведенным выше и иным представленным участниками процесса доводам и доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Калачеевского районного суда Воронежской области от 2 ноября 2020 года и решение судьи Воронежского областного суда от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении заместителя начальника управления реализации юридических лиц департамента управления реализацией публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж" Островерхова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Калачеевский районный суд Воронежской области.
Судья подпись А.В. Поддымов
Копия верна:
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.