Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гайдарова М.Б, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбунова С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Романова В.И. к Территориальной избирательной комиссии Володарского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия избирательной комиссии незаконным.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Романов В.И. обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Володарского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных частью 5? статьи 29 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области", частью 2 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Требования мотивировал тем, что в 2020 году решилвоспользоваться правом выдвинуть свою кандидатуру на выборы в Городскую Думу г. Володарск, своевременно подав необходимые документы. Однако, в установленный срок он был лишен возможности представить подписные листы с подписями избирателей, поскольку на официальном сайте администрации Володарского района Нижегородской области, в разделе "муниципальные выборы депутатов представительных органов местного самоуправления поселений Володарского муниципального района Нижегородской области 13 сентября 2020 года", подразделе: "перечень и формы документов для регистрации кандидатов", в период сбора подписей в поддержку кандидата отсутствовал образец заполнения подписного листа, предусмотренный законом, в связи с чем он не имел возможности его распечатывания на бумажный носитель, что создало затруднения при реализации его избирательных прав. Право на ознакомление с данным документом было нарушено.
Решением Володарского районного суда Нижегородской области от 1 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 ноября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Володарский районный суд Нижегородской области 27 мая 2021 года, поступившей в Первый кассационный суд 18 июня 2021 года, Горбунов С.А. просит отменить апелляционное определение ввиду неверного определения судом обстоятельств по делу и нарушения принципа равноправия сторон в судебном процессе.
Прокуратурой Нижегородской области поданы письменные возражения, в которых содержится просьба об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения, а поданной заинтересованным лицом кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании Постановления Избирательной комиссии Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N 086/1286-5 полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Володарск Володарского района Нижегородской области возложены на территориальную комиссию Володарского района (ТИК Володарского района).
Постановлением от 8 июля 2020 года N 450 избирательная комиссия утвердила образцы заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления городских и сельских поселений Володарского муниципального района Нижегородской области 13 сентября 2020 года согласно приложениям 1-7 к настоящему постановлению.
22 июля 2020 года административным истцом Романовым В.И. в Территориальную избирательную комиссию Володарского района Нижегородской области представлены документы, необходимые для уведомления Комиссии о выдвижении кандидата на выборах депутатов Городской Думы города Володарск Володарского муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу N 2, предусмотренные статьей 27 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области".
Однако, в установленный законом срок административным истцом не были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, сведения об изменении в ранее представленные сведения о кандидате, уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата.
3 августа 2020 года постановлением Территориальной избирательной комиссии Володарского района Нижегородской области от N 493 Романову В.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы города Володарск Володарского муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу N 2, выдвинутому в порядке самовыдвижения.
Разрешая заявленные Романовым В.И. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемого бездействия административным ответчиком не допущено, положения части 5? статьи 29 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" ТИК Володарского района Нижегородской области соблюдены в полном объеме.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального Закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Нижегородской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области N 108-З).
Частью 5? статьи 29 Закона Нижегородской области N 108-З (введена Законом Нижегородской области от 4 июня 2020 года N55-З) на основании форм подписных листов, установленных настоящим Законом, избирательная комиссия муниципального образования утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования Нижегородской области, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
Как установлено судами при рассмотрении дела, постановление от 8 июля 2020 года N 450, которым Территориальной избирательной комиссией утверждены образцы заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования Нижегородской области, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления городских и сельских поселений Володарского муниципального района Нижегородской области 13 сентября 2020 года, доведено до сведения участников выборов путем вывешивания этого постановления на стенде избирательной комиссии в здании администрации Володарского муниципального района Нижегородской области, при этом обязанность по размещению указанных образцов в сети "Интернет" на официальных сайтах избирательных комиссий законодательством не предусмотрена.
Таким образом, выводы судебных инстанций о соблюдении Территориальной избирательной комиссией положений части 5? статьи 29 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области", являются правильными, основанными на установленных по делу обстоятельствах и нормах законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Судом апелляционной инстанции также обоснованно отмечено, что материалы дела не содержат сведений об обжаловании и отмене постановления ТИК от 3 августа 2020 года, которым Романову В.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы города Володарск Володарского муниципального района Нижегородской области.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупности таких условий по настоящему делу не установлено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судебными инстанциями установлены правильно. Всем представленным доказательствам судами дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами нижестоящих инстанций правильно истолкованы и применены нормы материального права, подлежащего применению при разрешении настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании закона, повторяют позицию Горбунова С.А. в суде апелляционной инстанции, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных постановлений.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене состоявшихся по административному делу судебных актов нижестоящих инстанций не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Володарского районного суда Нижегородской области от 1 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Горбунова С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.