Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Транснефть-Сибирь" Левиной И.В. на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении N18810386200730011206 от 23 сентября 2020 года, решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 декабря 2020 года, решение судьи Ханты-Мансийского автономного окуруга - Югры от 18 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Транснефть-Сибирь",
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Нефтеюганскому району Кожевина В.Н. N 18810386200730011206 от 23 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 декабря 2020 года, решением судьи Ханты-Мансийского автономного окуруга - Югры от 18 февраля 2021 года, АО "Транснефть-Сибирь" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник АО "Транснефть-Сибирь" просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.
В силу ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2, 55 м (2, 6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 установлено, что крупногабаритное транспортное средство - это транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению N 3 (устанавливающего аналогичные вышеприведенным значения допустимой ширины транспортного средства).
Как установлено при рассмотрении дела, 12.08.2020 на 35 км внутри- промысловой автодороги, соединяющей Мамонтовское, Южнобалыкское, Майское, Средне-Балыкское и Мало-Балыкское месторождения ООО "РН-Юганскнефтегаз" в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, водитель АО "Транснефть-Сибирь" Каюмов Р.И. управлял транспортным средством Ивеко АМТ 633910 государственный регистрационный знак "данные изъяты" в сцепке с полуприцепом ТСП 9418 государственный регистрационный знак "данные изъяты", габаритные параметры по ширине полуприцепа составили 3 м. 10 см, то есть с превышением допустимых габаритов по ширине на величину более 50 см, а именно 55 см. без специального разрешения.
Факт совершения АО "Транснефть-Сибирь" данного административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 01 сентября 2020 года, актом измерения габаритных параметров транспортного средства от 12 августа 2020 года, свидетельством о поверке N2310355/4062/1 на рулетку измерительную "РЗОУЗК, 35278-07", заводской N70, действительного до 11 сентября 2020 года, рапортом сотрудника ГИБД, путевым листом N60 от 10 августа 2020 года, выданным АО "Транснефть-Сибирь", свидетельствами о регистрации транспортного средства, фототаблицами, объяснением водителя Каюмова Р.И. и другими материалами дела.
Установив обстоятельства дела, судьи пришли к обоснованным выводам о наличии в действиях АО "Транснефть-Сибирь" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о невиновности юридического лица в совершении административного правонарушения являлись предметом проверки судов нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены. При рассмотрении дела было установлено, что АО "Транснефть-Сибирь" имея специальные разрешения NN 0956126, 0956128, 0956149, 0956170, 0956191 на движение по автомобильным дорогам, осуществлял перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, по маршруту движения не указанному в данных специальных разрешениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что у юридического лица отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела отсутствуют, вместе с жалобой не представлены.
Доводы жалобы о том, что сотрудники ГИБДД не являются одним из уполномоченных контрольно-надзорных органов для осуществления весогабаритного контроля и в рассматриваемой ситуации действовали за пределами предоставленных им полномочий, сотрудниками ГИБДД нарушен порядок осуществления габаритного контроля, который должен осуществляться в оборудованных пунктах весового и габаритного контроля транспортных средств, основаны на неверном толковании нормативно-правового регулирования процедуры проведения весового и габаритного контроля транспортных средств и оформления результатов проведения весогабаритного контроля транспортных средств во взаимосвязи с правами, предоставленными сотрудникам полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с п. 4 ст. 20 указанного Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом должны, в том числе, соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Минтранса России от 29 марта 2018 года N 119 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее Порядок), который разработан в соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и устанавливает процедуры проведения весового и габаритного контроля (далее - весогабаритный контроль) транспортных средств и оформления результатов проведения весогабаритного контроля транспортных средств.
Согласно п. 7 Порядка весогабаритный контроль осуществляется уполномоченными контрольно-надзорными органами в рамках предоставленных им полномочий.
Визуальный контроль осуществляется путем визуального выявления в транспортном потоке транспортного средства с возможным превышением весогабаритных параметров и направление такого транспортного средства к месту размещения СПВГК или ППВГК для измерения весовых и габаритных параметров осуществляется должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа (пункт 9 Порядка).
Пунктом 5 установлено, что СПВГК и АПВГК организуются владельцами автомобильных дорог или назначенными ими лицами (далее - оператор СПВГК и оператор АПВГК соответственно) и должны быть обустроены техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения, разработанными с учетом правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения.
Право полиции останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы предусмотрено п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 3-ФЗ от 07 февраля 2011 года "О полиции".
В соответствии с п. 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Из п. 2 указанного Положения следует, что Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В силу п. 11 данного Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов. Госавтоинспекция вправе запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов (под. "е" п. 12).
Согласно п. 4 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты весогабаритного контроля могут быть: стационарными (далее - СПВГК); передвижными (далее - ППВГК); автоматическими (с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - АПВГК) (пункт 4 Порядка).
Пунктом 8 Порядка определено, что при осуществлении весогабаритного контроля на СПВГК и ППВГК проводятся следующие виды контроля в установленной последовательности: 1) визуальный; 2) инструментальный; 3) документальный.
Пунктом 6 Порядка определено, что ППВГК организуются на базе автомобиля или прицепа на автомобильных дорогах федерального значения уполномоченным контрольно-надзорным органом, а на иных автомобильных дорогах - уполномоченным контрольно-надзорным органом, владельцем таких автомобильных дорог или назначенным им лицом (далее - оператор ППВГК).
Исходя из п. 2 Приложения к Порядку, ППВГК должны размещаться на стоянках (парковках), площадках отдыха, а также площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог. При выборе места для проведения весогабаритного контроля на ППВГК должна обеспечиваться безопасность дорожного движения, а параметры и тип покрытия площадки, размеры и уклоны должны соответствовать свидетельству об утверждении типа средств измерения, используемых на ППВГК.
Указанные положения о полномочиях полиции, структурным подразделением которой является Государственная инспекция безопасности дорожного движения, в ходе проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, в частности при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечивают реализацию общей нормы, содержащихся в п. п. 20 - 21 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Таким образом, с учетом анализа вышеприведенного нормативно-правового регулирования следует, что ГИБДД и его структурные подразделения в лице уполномоченных должностных лиц вправе осуществлять весогабаритный контроль в процессе осуществления контроля за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.
Согласно положениям п. 12 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа инструментальный контроль может проводиться самостоятельно либо во взаимодействии с владельцем автомобильной дороги или оператором стационарного пункта весогабаритного контроля (СПВГК), а также передвижного пункта (ППВГК).
Как следует из материалов дела, измерение габаритов транспортного средства было проведено на автомобильной дороге сотрудником ГИБДД при участии водителя этого транспортного средства, с использованием средства измерения (рулетки измерительной "РЗОУЗК, 35278-07", заводской N70), имевшего свидетельство о поверке. По результатам габаритного контроля сотрудником ГИБДД был составлен соответствующий акт, который водителем транспортного средства подписан без замечаний. Оснований ставить под сомнение достоверность указанных в акте измерения габаритных параметров транспортного средства сведений не имеется, он обоснованно признан допустимым доказательством по делу.
Доводы том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность отнесения спорных дорог к автомобильным дорогам общего пользования, судьями нижестоящих инстанции, с учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обоснованно отклонены, поскольку разновидность дороги не имеет значения по данному делу. В ст. 12.21.1 предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам крупногабаритных грузов должно быть при наличии специального разрешения.
Таким образом, общество обосновано, привлечено по ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неустранимых сомнений в виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается. В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы защитника по существу направлены на переоценку представленных в дело доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для чего не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и им подписан; в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела и предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении АО "Транснефть-Сибирь" является мотивированным, соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, с соблюдением требований ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление по делу об административном правонарушении N18810386200730011206 от 23 сентября 2020 года, решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 декабря 2020 года, решение судьи Ханты-Мансийского автономного окуруга - Югры от 18 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Транснефть-Сибирь" оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Транснефть-Сибирь" Левиной И.В. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.