Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Марьюсика С.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 7 Дзержинского судебного района г. Перми от 14 января 2021 года, решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 23 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Дзержинского судебного района г. Перми от 14 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 23 марта 2021 года, юридическое лицо - публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее также - ПАО "ФСК ЕЭС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО "ФСК ЕЭС" Марьюсик С.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Из изложенной нормы следует, что юридические лица, использующие леса, обязаны представить отчет об использовании лесов в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 Порядка представления отчета об использовании лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 21.08.2017 N 451, отчет должен представляться ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет должен представляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (которыми помимо прочего определены особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов) сетевые организации или организации, действующие на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, представляют в уполномоченные органы государственной власти отчеты об использовании лесов в соответствии со статьей 49 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии с уведомлением о проведении работ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов осуществляет расширение просеки ВЛ, принадлежащей ПАО "ФСК ЕЭС" на праве собственности, то есть использует леса для вырубки опасных деревьев и доведению ширины просек ВЛ до нормативной величины в границах охранных зон без предоставления земельных участков, то есть без заключения договора купли-продажи лесных насаждений на территории Удмуртской Республики Воткинского района Воткинского лесничества Черновского участкового лесничества - квартал 84 (выдела 37, 38, 45, 48), квартал 70 (выдела 18, 20, 29, 35, 37, 40), квартал 69 (выдел 2) опоры 791-795, 776-782; Июльского участкового лесничества - квартал 98 (выдела, 22, 23, 24, 57, 58, 67, 68), квартал 63 (выдела 54), опоры 843-857; Березовского участкового лесничества - квартал 204 (выдела 15, 17, 18, 22, 36, 23, 28, 37, 42), квартал 201 (выдела 7, 9, 11, 15, 17, 12, 18), квартал 191 (выдел 20), квартал 189 (выдел 25), квартал 207 (выдела 47, 66), опоры 73-75, 65-71, 60-61, 53-57, 44-47.
В нарушение положений статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Порядка представления отчета об использовании лесов ПАО "ФСК ЕЭС" (в лице филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Пермского предприятия магистральных электрических сетей) не представило в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в установленный законом срок до 10 ноября 2020 года отчет об использовании лесов за октябрь 2020 года.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения ПАО "ФСК ЕЭС" административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Доводы об отсутствии события и состава административного правонарушения являются несостоятельными.
Установлено и подтверждается материалами дела, что в настоящем случае ПАО "ФСК ЕЭС" является лицом, осуществляющим использование лесов, а именно: для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Обстоятельство того, что такое использование лесов осуществлялось без предоставления лесных участков, не освобождало ПАО "ФСК ЕЭС" от выполнения обязанности по предоставлению отчета об использовании лесов. Ссылки заявителя на положения статей 24, 25, 45 Лесного кодекса Российской Федерации, на Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (в частности пункт 10), вопреки ошибочной позиции подателя жалобы, не свидетельствуют, что общество освобождено от данной обязанности.
Также неправильным толкованием нормативных положений вызваны утверждения заявителя об отсутствии обязанности по предоставлению отчетности в связи с тем, что заготовкой древесины ПАО "ФСК ЕЭС" не занимается, такой деятельности не осуществляет. Вопреки позиции заявителя ни статья 49 Лесного кодекса Российской Федерации, ни пункт 2 Порядка представления отчета об использовании лесов, ни пункт 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон не связывают обязанность по предоставлению отчета с использованием лесов только при заготовке древесины. Такая обязанность по предоставлению ежемесячного отчета об использовании лесов возлагается на юридическое лицо и при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений. Факт осуществления деятельности, являющейся одним из видов использования лесов, при котором осуществлялась рубка лесных насаждений, доказан и сомнений не вызывает, в связи с чем ПАО "ФСК ЕЭС" является лицом, на которое возложена обязанность, предусмотренная частью 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации, но которую оно не выполнило.
Непредставление в настоящем случае отчета об использовании лесов, при котором осуществлялись рубки лесных насаждений, указывает на наличие в бездействии ПАО "ФСК ЕЭС" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Всех зависящих мер для представления в установленный срок отчета, несмотря на возложенную законом обязанность, ПАО "ФСК ЕЭС" не предпринято, доказательств принятия таких мер в материалы дела не представлено. Каких-либо препятствий для исполнения требований законодательства о предоставлении отчета об использовании лесов не установлено.
С учетом всей совокупности представленных в материалы дела доказательств, установленных на их основании обстоятельств дела, в действиях (бездействии) ПАО "ФСК ЕЭС" судебными инстанциями правомерно установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при надлежащем уведомлении ПАО "ФСК ЕЭС" в присутствии защитника, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде предупреждения назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Дзержинского судебного района г. Перми от 14 января 2021 года, решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 23 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Марьюсика С.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.