Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Шадринского района Курганской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 12 мая 2021 года по административному делу N 2а-385/2021 по административному иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шадринского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав возражения представителя прокуратуры Трошкиной А.В,
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Шадринского района Курганской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности в срок до 01 июля 2021 года организовать определение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта на территории Тарасовского сельсовета Шадринского района Курганской области.
В обоснование требований указал, что Шадринской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарасовского сельсовета Шадринского района Курганской области (с.Тарасова, д.Каткова, д.Топорищево), в ходе которой установлены нарушения требований СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 420128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а именно: специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта на территории Тарасовского сельсовета не оборудованы.
По данному факту межрайонной прокуратурой 27 августа 2020 года внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено, однако, до настоящего времени данные нарушения не устранены.
Неисполнение обозначенных требований закона отрицательно сказывается на обеспечении должного уровня экологической безопасности, что влечет за собой нарушение прав граждан.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 18 февраля 2021 года в удовлетворении требований Шадринского межрайонного прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 12 мая 2021 года решение Шадринского районного суда Курганской области от 11 января 2021 года отменено, по делу принято новое решение. На Администрацию Шадринского района Курганской области возложена обязанность организовать определение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства на территории Тарасовского сельсовета Шадринского района Курганской области (с.Тарасовка, д.Каткова, д.Топорищево) в срок до 1 октября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной 16 июня 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Администрация Шадринского района просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 12 мая 2021 года и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ и части 12 статьи 1 Закона Курганской области от 25 декабря 2014 года N 108 "О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений", как специальных норм.
В суде кассационной инстанции представитель прокуратуры Трошкина А.В. возражала против доводов кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя прокуратуры Трошкиной А.В, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что в результате проведенной Шадринской межрайонной прокуратурой проверки в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарасовского сельсовета (с.Тарасовка, д.Каткова, д.Топорищево) установлено, что в соответствии с пунктом 21 Правил благоустройства территории Тарасовского сельсовета, утвержденных решением Тарасовской сельской Думы от 25 февраля 2019 г. N 117, устройство площадок для мусоросборников осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Мусоросборники для твердых бытовых отходов размещаются на площадках для мусоросборников согласно установленным местам (дислокации) площадок для мусоросборников, и должны соответствовать установленным требованиям к форме, размерам и техническим характеристикам мусоросборников для твердых бытовых отходов, находиться в технически исправном состоянии.
В нарушение указанных требований специальные площадки с бетонным и асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта на территории Тарасовкого сельсовета не оборудованы.
27 августа 2020 года по результатам проведенной проверки главе Тарасовского сельсовета внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
28 февраля 2020 года главой Тарасовского сельсовета дан ответ о том, что представление рассмотрено с участием заместителя межрайонного прокурора Казеева М.Х, приняты меры к устранению указанных нарушений. Проводится работа по устранению нарушений требований действующего законодательства. Администрацией сельсовета разрабатывается муниципальный правовой акт, закрепляющий порядок осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр, и Административный регламент проведения соответствующих проверок. Специальные площадки бетонным и асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру не оборудованы, так как контейнеры на территории сельсовета региональным оператором были установлены лишь 22 июня 2020 года в местах, где имеются подъездные пути, удовлетворяющие автотранспорту регионального оператора.
Средства на оборудование специальных площадок будут заложены в бюджет поселения, по мере поступления средств площадки будут оборудованы.
Разрешая заявленные Шадринским межрайонным прокурором требования и отказывая в их удовлетворении, районный суд пришел к выводу о том, что решение вопросов по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Тарасовского сельсовета возложена на Администрацию Тарасовского сельсовета, в связи с чем предъявление прокурором настоящего административного иска к Администрации Шадринского района является необоснованным.
Кроме того, районный суд указал, что с 01 марта 2021 года СанПин 42-128-4690-88 утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 декабря 2020 г. N 42, СанПин 2.1.2.2645-10 утрачивает силу с 01 марта 2021 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1631, в связи с чем пришел к выводу о том, что административные исковые требования нормативно не обоснованы.
Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда не согласилась с данными выводами суда первой инстанции, определив, что специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, является Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N 89-ФЗ), которым обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на муниципальный район, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение вопросов по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Тарасовского сельсовета не может быть возложено на Администрацию Тарасовского сельсовета, в связи с чем отменил решение районного суда, принял по делу новое решение, которым обязанность организовать определение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства на территории Тарасовского сельсовета Шадринского района Курганской области возложил на Администрацию Шадринского района Курганской области.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Курганской области от 25 декабря 2014 г. N 108 "О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений" вопрос местного значения - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплен за сельскими поселениями.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ именно органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 5).
Пунктом 6 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенного, вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, является Федеральный закон N 89-ФЗ, которым обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на муниципальный район.
В то время как, в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, Законом Курганской области N 108, на сельском поселении лежит лишь обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах, вывод районного суда о том, что решение вопросов по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Тарасовского сельсовета возложено на Администрацию Тарасовского сельсовета, правильно был признан судом апелляционной инстанции необоснованным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены в принятом по делу апелляционном определении.
Апелляционное определение основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом апелляционной интсанции надлежащим образом, соответствует обстоятельствам и материалам административного дела.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Шадринского района Курганской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.