Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6427/2020 по иску Валиуллина Рустама Раильевича к Министерству социальных отношений Челябинской области о присвоении звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Валиуллина Рустама Раильевича на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения истца Валиуллина Р.Р, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Валиуллин Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
В обоснование исковых требований Валиуллин Р.Р. указал, что ему назначена пенсия по выслуге лет. Полагает, что поскольку имеет государственные и ведомственные награды Министерства внутренних дел Российской Федерации - медали "За отличие в службе" II и III степени, то имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах". Ответчиком в присвоении вышеуказанного звания ему было отказано в связи с тем, что представленные награды не отвечают требованиям, предъявляемым к ведомственным знакам отличия в труде.
Решением Центрального районного суда г.Челябинска от 10 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 мая 2021 года, Валиуллину Р.Р. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Валиуллин Р.Р. ставит вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки судебную коллегию не известил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", вступившего в силу с 1 января 2016 года, предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" предусмотрено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Валиуллин Р.Р. проходил службу в органах внутренних дел с 18 мая 1987 года по 15 мая 1990 года и с 25 марта 2002 года по 12 июля 2017 года, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой N 45/49772 от 07 июля 2020 года.
За добросовестную службу в органах внутренних дел Российской Федерации, на основании приказов начальника ГУВД МВД России по Челябинской области N 2085 л/с от 25 декабря 2009 года, N 1747 л/с от 17 октября 2014 года, Валиуллин Р.Р. награжден медалью МВД России "За отличие в службе" III степени, медалью МВД России "За отличие в службе" II степени.
Валиуллин Р.Р. состоит на учете в отделе пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области и получает пенсию за выслугу лет по линии МВД России. Страховой стаж Валиуллина Р.Р. составляет 24 года 03 месяца 16 дней, периоды военной службы или другой приравненной к ней службы с 18 мая 1987 года по 15 мая 1990 года и с 25 марта 2002 года по 12 июля 2017 года, исчисленной в календарном порядке, составляют 18 лет 03 месяца 14 дней.
С целью присвоения звания "Ветеран труда" Валиуллин Р.Р. обратился в Министерство социальных отношений Челябинской области для рассмотрения вопроса о праве на присвоение звания "Ветеран труда".
Письмом от 20 июля 2020 года N 10-20499-В в присвоении Валиуллину Р.Р. звания "Ветеран труда" отказано.
Мотивом принятия данного решения послужило то обстоятельство, что решение о награждении медалями "За отличие в службе" II и III степени приняты руководителем территориального подразделения МВД России по Челябинской области, вследствие чего они не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда"
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствует необходимая выслуга лет в календарном исчислении для присвоения звания "Ветеран труда".
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции, указав, что на момент обращения истца с заявлением в Министерство социальных отношений Челябинской области его страховой стаж составил менее 25 лет, а именно 24 года 3 месяца и 16 дней, стаж за выслугу лет - 18 лет 03 месяца 14 дней, что не соответствует требованиям части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ
Изучение материалов дела показало, что указанные выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии у Валиуллина Р.Р. права на присвоение звания "Ветеран труда" основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Валиуллина Р.Р. о том, что отказывая в удовлетворении его требований о присвоении звания "Ветеран труда" суд неправильно применил нормы материального права, неполно исследовал обстоятельства дела, неправильно определилюридически значимые обстоятельства, поскольку он является получателем пенсии за выслугу лет по Закону от 12 февраля 1993 года N 4468-1, за время службы награждался медалями "За отличие в службе" II и III степени, все условия для признания его ветераном труда были соблюдены, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.
Согласно положениям пункта "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" для назначения пенсии за выслугу лет сотрудник, уволенный со службы в органах внутренних дел, должен иметь на дату увольнения выслугу 20 лет и более.
Таким образом, назначение пенсии в связи с наличием выслуги 20 лет в льготном исчислении правого значения в данном деле не имеет.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанций, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа в присвоении заявителю звания "Ветеран труда".
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Валиуллина Рустама Раильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.