Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3310/2020 по иску Осипова Дмитрия Викторовича, Осиповой Анастасии Римовны к акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения об исключении из списка граждан на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке, по кассационной жалобе Осипова Дмитрия Викторовича, Осиповой Анастасии Римовны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Осипов Д.В, Осипова А.Р. обратились в суд с иском к акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения об исключении из Единого списка молода семей, подавших после 31 декабря 2010 заявления на получение мер государственной поддержки от 22 апреля 2019 года; возложении обязанности восстановить Осипова Д.В, Осипову А.Р. в Едином списке молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 г. заявление на получение мер государственной поддержки на дату их постановки 30 июня 2011 г.
В обоснование заявленных требований указали, что решением ответчика от 30 июня 2011 года Осипов Д.В, Осипова А.Р. признаны участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015". Решением ответчика от 22 апреля 2019 года истцы исключены из Единого списка семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки, в связи с выявлением факта отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий, на момент постановки на учет. С вынесенным решением истцы не согласны, поскольку на момент постановки на учет в жилом помещении по адресу: "данные изъяты", общей площадью 69 кв.м, проживало шесть человек: Осипова А.Р. (истец), "данные изъяты" (брат истца), "данные изъяты" (мать истца), Осипов Д.В. (истец), "данные изъяты" (дочь истцов), "данные изъяты" (признан членом семьи Осиповой Н.В.). Право собственности в размере 1/3 доли на указанное жилое помещение зарегистрировано за Осиповой А.Р. Истцы при постановке на учет не указали жилое помещение по адресу: "данные изъяты", общей площадью 13, 7 кв.м, так как при включении в программу сотрудники ответчика указали предоставить только сведения о наличии жилых помещений на территории округа. На момент постановки на учет в жилом помещении по адресу: "данные изъяты", постоянно проживала сестра истца Осипова Е.В. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент постановки на учет семья истцов являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечение жилой площадью было менее 12 кв.м на человека.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2021 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявители просят об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях АО "Ипотечное агентство Югры" относительно доводов кассационной жалобы, считают жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что на основании заявлений решениями ОАО "Ипотечное агентство Югры" от 30 июня 2011 года Осипов Д.В. составом семьи из трех человек, в том числе Осиповой А.Р. (супруга), Осиповой К.Д. (дочь), признан участником подпрограммы 4 "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" и участником подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" названной целевой программы по категории "Молодая семья (имеющая детей)".
При постановке на учет истцами представлена информация о том, что Осипова А.Р. является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: "данные изъяты", площадью 69 кв.м; иных жилых помещений на праве собственности или договору социального найма н территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и других субъектов Российской Федерации заявители не имеют.
Сособственниками указанного жилого помещения являются Мифтахов М.Р. (брат истца Осиповой А.Р.), Мифтахова Н.В. (мать Осиповой А.Р.).
При расчете обеспеченности в жилом помещении произведен расчет исходя из доли (1/3) в праве собственности принадлежащей Осиповой А.Р. в квартире по адресу: "данные изъяты", общей площадью 69 кв.м, следующим образом: 69 / 3 = 23 кв.м / 3 члена семьи = 7, 66 кв.м на человека.
13 августа 2011 года истцам выдано уведомление на право получения субсидии по программе "Молодая семья (имеющая детей)".
22 апреля 2019 года решением АО "Ипотечное агентство Югры" истцы исключены из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий.
По сведениям Управления Росреестра по ХМАО-Югре от 22 января 2019 г. Осипов Д.В. с 29 июня 2007 года является собственником квартиры, находящейся по адресу: "данные изъяты", площадью 13, 7 кв.м.
Следовательно, обеспеченность семьи истцов, состоящей на данный момент из 3 человек в жилой площади составляет более 12 кв.м на одного человека (67, 3 / 3) + 13, 7 кв.м = 36, 13 кв.м / 3 = 12, 04 кв.м).
При этом ответчиком произведен расчет исходя из уточненной площади квартиры, находящейся по адресу: "данные изъяты" без площади балкона составившей 67, 3 кв.м.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 г. N 346-п, исходил из того, что на дату признания семьи истца участником подпрограммы нуждаемость в улучшении жилищных условий отсутствовала ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 12 кв.м, при подаче заявлений о признании участниками подпрограммы истцы сообщили недостоверные сведения, скрыли от ответчика информацию о наличии на праве собственности жилого помещения, и пришел к выводу о законности решения об исключении истцов из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, отказав в удовлетворении иска.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о неверном расчете нуждаемости, поскольку на дату постановки на учёт 30 июня 2011 года семья Осиповых являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, норма предоставления на каждого члена семьи составляла менее 12 кв.м ввиду того, что в жилом помещении по адресу: "данные изъяты", проживают в качестве членов семьи истца сестра Осипова Е.В. и племянник Осипов И.А, при этом сведения о наличии в собственности указанного жилого помещения не были предоставлены при постановке на учет, поскольку сотрудники ответчика таких сведений не запрашивали, не являются основанием для отмены судебных актов.
Так, с 01 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 г. N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", которым постановление Правительства ХМАО- Югры N 408-п признано утратившим силу с 1 января 2019 г. и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (далее - Приложение 15).
В соответствии с п.2 Приложения 15 к категории молодых семей относятся молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день включения в список претендентов, а также молодые семьи и молодые специалисты, подавшие после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств.
В соответствии с п. 3 Приложения 15, в целях порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.
В целях определения нуждаемости в жилом помещении членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
При определении нуждаемости не учитываются жилые помещения, приобретенные в целях получения субсидии в соответствии с порядком.
Согласно пп. 2 п. 7 Приложения 15 отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий (за исключением случаев приобретения жилья после постановки на учет с целью получения субсидии), является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы.
Выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений также является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы (пп. 7 п. 15 Приложения 15).
Согласно п.3 Порядка ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и предоставленных документах, возлагается на заявителя.
При постановке на учет, вопреки требованиям Порядка, истцами не были предоставлены достоверные сведения о наличии в собственности членов семьи жилых помещений на территории Российской Федерации.
С учетом нахождения в собственности Осипова Д.В. жилого помещения по адресу: "данные изъяты", площадью 13, 7 кв.м, обеспеченность семьи истцов, состоящей из 3 человек составляет более 12 кв.м на одного человека (22, 43 кв.м+ 13, 7 кв.м = 36, 13 кв.м / 3 = 12, 04 кв.м).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд обоснованно указал на отсутствие доказательств для признания Осиповой Е.В. и Осипова И.А. членами семьи истца Осипова Д.В.
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, учитывая, что на дату постановки на учет (30 июня 2011 года) семья Осипова Д.В. составом три человека, не соответствовала критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку члены семьи являлись обеспеченными общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более 12 кв. метров, у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку в 2011 году истцы не имели права на включение их в списки участников мероприятия по вышеуказанным подпрограммам.
То обстоятельство, что на день принятия решения о постановке семьи Осиповых на учет каждый член семьи был обеспечен площадью более установленной нормы, однако семья истцов была принята на учет, не свидетельствует о возникновении у них права на получение субсидии.
Гражданин, принимая участие в подпрограмме на добровольных началах, с момента признания участником данной программы становится лишь претендентом на получение соответствующей субсидии, что не является гарантией получения такой субсидии или обязанностью государственного органа ее выдать. Само по себе признание участником подпрограммы не является безусловным основанием получения субсидии.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Осипова Дмитрия Викторовича, Осиповой Анастасии Римовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.