Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1-668/2020 по иску Гордиенко Андрея Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Красноуфимску (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии по старости досрочно, по кассационной жалобе Гордиенко Андрея Владимировича на решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 23 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гордиенко А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) о признании незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии по старости досрочно.
В обоснование иска указал, что 30 декабря 2019 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 07 апреля 2020 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего стажа педагогической работы в учреждениях для детей, несоблюдении условий, предусмотренных приложением 7 Закону N 400-ФЗ с учетом части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N350-ФЗ. Принятый ответчиком к зачету специальный стаж составил 21 год 00 месяцев 11 дней. Полагает такое подсчет специального стажа необоснованным, поскольку не приняты к зачету в специальный стаж следующие периоды:
- с 01 июля 1988 года по 19 августа 1989 года - период службы в Вооруженных Силах СССР (указанный период, по его мнению, подлежал зачету в специальный стаж в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в льготном исчислении как один год службы за два года работы), - с 05 февраля 1996 года по 04 февраля 1997 года - период работы мастером производственного обучения в Учебно-производственном объединении "Тарасово", - с 16 сентября 2006 года по 25 сентября 2006 года, с 08 января 2007 года по 28 января 2007 года, с 28 мая 2007 года по 12 июня 2007 года, с 24 сентября 2007 года по 07 октября 2007 года, 28 января 2008 года по 10 февраля 2008 года, с 05 мая 2008 года по 08 июня 2008 года, с 15 сентября 2008 года по 05 октября 2008 года, с 10 ноября 2008 года по 30 ноября 2008 года, с 04 мая 2009 года по 31 мая 2009 года, с 05 октября 2009 года по 08 ноября 2009 года, с 04 января 2010 года по 02 мая 2010 года - периоды нахождения в учебных отпусках в период работы учителем в муниципальном общеобразовательном учреждении "Усть-Машская средняя общеобразовательная школа", - 14 июня 2004 года по 18 июня 2004 года, с 28 января 2005 года по 29 января 2005 года, с 12 сентября 2005 года по 14 сентября 2005 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы учителем в муниципальном общеобразовательном учреждении "Усть-Машская средняя общеобразовательная школа", - с 19 декабря 2011 года по 23 декабря 2011 года, с 16 октября 2012 года по 18 октября 2012 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы учителем в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении "Усть-Машская средняя общеобразовательная школа", - с 12 сентября 2016 года по 23 сентября 2016 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы учителем в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Бугалышская средняя общеобразовательная школа", - с 18 сентября 2002 года
по 18 сентября 2002 года, с 31 октября 2002 года по 31 октября 2002 года, с 29 ноября 2002 года по 29 ноября 2002 года, с 19 марта 2003 года по 19 марта 2003 года, с 26 марта 2003 года по 26 марта 2003 года, с 06 мая 2003 года по 06 мая 2003 года, с 04 сентября 2003 года по 04 сентября 2003 года, с 24 сентября 2003 года по 24 сентября 2003 года, с 12 февраля 2009 года по 12 февраля 2009 года - периоды нахождения в служебных командировках, - с 13 февраля 2003 года по 17 февраля 2003 года, с 04 декабря 2003 года по 07 декабря 2003 года, с 03 февраля 2012 года по 03 февраля 2012 года, с 18 ноября 2013 года по 18 ноября 2013 года, с 28 января 2014 года по 28 января 2014 года, с 13 февраля 2015 года по 19 февраля 2015 года - периоды простоя. Ссылаясь на незаконность невключения спорных периодов в специальный стаж, указывая на неверное исчисление зачтенных ответчиком периодов в календарном исчислении, просил обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) включить названные периоды в специальный стаж, период службы в Вооруженных Силах СССР включить в специальный стаж в льготном исчислении как один год службы за два года работы, признать незаконным решение от 07 апреля 2020 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать произвести перерасчет стажа в календарном порядке, установленном пунктом 47 постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", при котором каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы, назначить страховую пенсию по старости с даты подачи заявления с 30 декабря 2019 года.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 23 сентября 2020 года исковые требования Гордиенко А.В. удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) N 1851348/19 от 07 апреля 2020 года об отказе в установлении досрочной пенсии по старости признано незаконным частично.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) возложена обязанность включить Гордиенко А.В. в стаж педагогической деятельности периоды: с 05 февраля 1996 года по 04 февраля 1997 года, с 16 сентября 2006 года по 25 сентября 2006 года, с 08 января 2007 года по 28 января 2007 года, с 28 мая 2007 года по 12 июня 2007 года, с 24 сентября 2007 года по 07 октября 2007, с 28 января 2008 года по 10 февраля 2008 года, с 05 мая 2008 года по 08 июня 2008 года, с 15 сентября 2008 года по 05 октября 2008 года, с 10 ноября 2008 года по 30 ноября 2008 года, с 04 мая 2009 года по 31 мая 2009 года, с 05 октября 2009 года по 08 ноября 2009 года, с 04 января 2010 года по 02 мая 2010 года, с 14 июня 2004 года по 18 июня 2004 года, с 28 января 2005 года по 29 января 2005 года, с 12 сентября 2005 года по 14 сентября 2005 года, с 19 декабря 2011 года по 23 декабря 2011 года, с 16 октября 2012 года по 18 октября 2012 года, с 12 сентября 2016 года по 23 сентября 2016 года, с 18 сентября 2002 года по 18 сентября 2002 года, с 31 октября 2002 года по 31 октября 2002 года, с 29 ноября 2002 года по 19 марта 2003 года, с 26 марта 2003 года по 26 марта 2003 года, с 06 мая 2003 года по 06 мая 2003 года, с 04 сентября 2003 года по 04 сентября 2003 года, с 24 сентября 2003 года по 24 сентября 2003 года, с 12 февраля 2009 года по 12 февраля 2009 года, с 13 февраля 2003 года по 17 февраля 2003 года, с 04 декабря 2003 года по 07 декабря 2003 года, с 03 февраля 2012 года по 03 февраля 2012 года, с 18 ноября 2013 года по 18 ноября 2013 года, с 28 января 2014 года по 28 января 2014 года, с 13 февраля 2015 года по 19 февраля 2015 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 февраля 2021 года решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 23 сентября 2020 года в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) обязанности включить в педагогический стаж Гордиенко А.В. периоды с 16 сентября 2006 года по 25 сентября 2006 года, с 08 января 2007 года по 28 января 2007 года, с 28 мая 2007 года по 12 июня 2007 года отменено, принято в этой части новое решение, которым в удовлетворении требования Гордиенко А.В. о зачете в специальный стаж названных периодов отказано. В остальной части решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 23 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гордиенко А.В. ставит вопрос об отмене решения Красноуфимского районного суда Свердловской области от 23 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 февраля 2021 года, как незаконных, с направлением дела на новое рассмотрение.
В доводах кассационной жалобы указывает, что в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 им выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых даёт право на эту пенсию. Период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Кроме того, полагает, что в силу абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" он вправе требовать о включении в стаж работы по специальности и принятии к зачёту в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах СССР с 01 июля 1988 года по 19 августа 1989 года с исчислением данного периода в двойном размере как один день военной службы за два дня работы. Также полагает, что ответчик обязан пересчитать страховой стаж в соответствии с пунктом 47 Правил N1015, где предусмотрена продолжительность каждого месяца 30 дней, а полного года - 12 месяцев (360 дней), путем расчета страховых периодов в днях с последующим переводом в установленный законом календарный порядок. Полагает, что на день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости он имел необходимый стаж педагогической деятельности продолжительностью более 25 лет, что является основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что не учтено судами, при принятии решения об отказе ему в удовлетворении заявленных требований о назначении пенсии.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гордиенко А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 30 декабря 2019 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) произведен подсчет стажа педагогической деятельности Гордиенко А.В. Продолжительность стажа работы истца в целях досрочного пенсионного обеспечения по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составила 21 год 00 месяцев 01 дней, что стало основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В стаж педагогической деятельности не включены следующие периоды:
- с 01 июля 1988 года по 19 августа 1989 года - период службы в Вооруженных Силах СССР, - с 05 февраля 1996 года по 04 февраля 1997 года - период работы мастером производственного обучения в Учебно-производственном объединении "Тарасово", - с 24 сентября 2007 года по 07 октября 2007 года, 28 января 2008 года по 10 февраля 2008 года, с 05 мая 2008 года по 08 июня 2008 года, с 15 сентября 2008 года по 05 октября 2008 года, с 10 ноября 2008 года по 30 ноября 2008 года, с 04 мая 2009 года по 31 мая 2009 года, с 05 октября 2009 года по 08 ноября 2009 года, с 04 января 2010 года по 02 мая 2010 года - периоды нахождения в учебных отпусках в период работы учителем в муниципальном общеобразовательном учреждении "Усть-Машская средняя общеобразовательная школа", - 14 июня 2004 года по 18 июня 2004 года, с 28 января 2005 года по 29 января 2005 года, с 12 сентября 2005 года по 14 сентября 2005 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы учителем в муниципальном общеобразовательном учреждении "Усть-Машская средняя общеобразовательная школа", - с 19 декабря 2011 года по 23 декабря 2011 года, с 16 октября 2012 года по 18 октября 2012 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы учителем в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении "Усть-Машская средняя общеобразовательная школа", - с 12 сентября 2016 года по 23 сентября 2016 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы учителем в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Бугалышская средняя общеобразовательная школа", - с 18 сентября 2002 года по 18 сентября 2002 года, с 31 октября 2002 года по 31 октября 2002 года, с 29 ноября 2002 года по 29 ноября 2002 года, с 19 марта 2003 года по 19 марта 2003 года, с 26 марта 2003 года по 26 марта 2003 года, с 06 мая 2003 года по 06 мая 2003 года, с 04 сентября 2003 года по 04 сентября 2003 года, с 24 сентября 2003 года по 24 сентября 2003 года, с 12 февраля 2009 года по 12
февраля 2009 года - периоды нахождения в служебных командировках, - с 13 февраля 2003 года по 17 февраля 2003 года, с 04 декабря 2003 года по 07 декабря 2003 года, с 03 февраля 2012 года по 03 февраля 2012 года, с 18 ноября 2013 года по 18 ноября 2013 года, с 28 января 2014 года по 28 января 2014 года, с 13 февраля 2015 года по 19 февраля 2015 года - периоды простоя.
Не соглашаясь с принятым решением, полагая, что спорные периоды необоснованно не учтены при оценке пенсионных прав, что привело к нарушению его права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, Гордиенко А.В. обратился в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 01 июля 1988 года по 19 августа 1989 года и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями пункта 19 части 1 статьи 30, части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", подпункта "м" пункта 1 и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 (далее Список от 1991 года), который применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (далее постановление от 1959 года, Перечень от 1959 года, Положение от 1959 года), который применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, исходил из того, что
действующее правовое регулирование, а именно Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 не предусматривают возможность включения в специальный стаж периодов службы в Вооруженных Силах СССР.
Порядок применения законодательства, действовавшего в период службы истца, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, в соответствии с которым Положение от 1959 года подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 01 января 1992 года.
С 01 января 1992 года в связи с принятием постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно Положению от 1959 года условием для включения в специальный стаж периода служба в Вооруженных Силах СССР является наличие в период действия указанного Положения деятельности в должностях, предусмотренных Перечнем от 1959 года, тогда как, такой деятельности у истца до 01 октября 1993 года не имеется.
Поскольку с учетом включенных судом первой инстанции, с учетом определения суда апелляционной инстанции, в специальный стаж периода работы с 05 февраля 1996 года по 04 февраля 1997 года мастером производственного обучения в Учебно-производственном объединении "Тарасово", периодов нахождения в учебных отпусках в связи с обучением в образовательном учреждении высшего образования, на курсах повышения квалификации, с учетом периодов командировок и простоев, продолжительность специального стажа Гордиенко А.В. в целях досрочного пенсионного обеспечения на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" составляет менее требуемых 25 лет, суд первой инстанции, с которым в данной части также согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами судебными актами в указанной части и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы Гордиенко А.В. о том, что период службы в Вооруженных Силах СССР с 01 июля 1988 года по 19 августа 1989 года подлежит включению в стаж педагогической деятельности и в льготном исчислении - один день службы за два дня работы, с учетом периода службы, исчисленного в льготном исчислении, его стаж является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты обращения, являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Доводы Гордиенко А.В. проанализированы судами, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в состоявшихся по делу судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой". Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 года, содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Суды первой и апелляционной инстанций в обоснование вывода об отказе включить в стаж работы Гордиенко А.В, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 01 июля 1988 года по 19 августа 1989 года верно применили нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и учли, что в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 года.
Поскольку с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Гордиенко А.В, как установлено судами, имело место после 1 октября 1993 года, то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР (с 01 июля 1988 года по 19 августа 1989 года), так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, вопреки ошибочному мнению заявителя, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о невозможности включения периода службы Гордиенко А.В. в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Довод кассационной жалобы о необоснованности выводов судов об отсутствии оснований для включения в стаж педагогической деятельности периода службы Гордиенко А.В. в составе Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении, ошибочен, поскольку сделан без учета специальной нормы, изложенной в абзаце 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Исходя из анализа абзацев 1 и 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", следует вывод о том, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 пункта 3 статьи 10 данного Закона. Время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Период прохождения службы в армии засчитывался в специальный стаж для определения права на назначение досрочной страховой пенсий по старости в соответствии с ранее действовавшим постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который к спорным правоотношениям не применим, как об этом верно указано судами в оспариваемых судебных актах.
Соответственно, не могут быть признаны правомерными и доводы кассационной жалобы о возникновении у Гордиенко А.В. с учетом периода его службы в составе Вооруженных Сил СССР права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с даты обращения с 30 декабря 2019 года.
Разделом VIII Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, установлен порядок подсчета страхового стажа.
Пунктом 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, установлено, что исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.
Как верно установлено судами и следует из материалов дела, специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определен пенсионным органом в размере 21 год 01 день, подсчет специального стажа произведен верно, в точном соответствии с положениями пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015. Пенсионным органом 30 и более дней специального стажа приняты за один полный месяц, а каждые 12 месяцев переведены в полный год. Расчет стажа, произведенный истцом, согласно которому в расчет принималось фактическое количество соответствующих дней месяца и фактическое количество дней в году, и в соответствии с которым продолжительность включенных в специальный стаж пенсионным органом периодов работы составляет 21 год и 04 месяца, сделан без учета приведенной нормы права, основан на неверном толковании норм права, регулирующих подсчет страхового стажа в целях пенсионного обеспечения.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции в неотмененной части и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения в части, являются законными. Они приняты в обжалуемой истцом части при верном применении норм материального права и без нарушения норм процессуального права.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 23 сентября 2020 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гордиенко Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.