Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-256/2020 по иску Селезневой Валентины Валерьевны к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности восстановить в очередь на получение жилищной субсидии, по кассационной жалобе Селезневой Валентины Валерьевны на решение Гайнского районного суда Пермского края от 17 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Селезнева В.В. обратилась в суд с иском к администрации Гайнского муниципального района о возложении обязанности восстановить в очереди на получение жилищной субсидии по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" с момента первоначальной даты постановки на учет.
В обоснование заявленных требований указала, что состояла в подпрограмме "Выполнение государственных обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" в части реализации мероприятий программы "Выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 02 ноября 2016 года. При проверке учетных дел администрацией выявлено, что истец не может состоять в очереди на получение жилья, так как не соответствует требованиям Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, поскольку родилась 28 октября 1993 года и не подпадает под категорию инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не позднее 01 января 1992 года. 20 октября 2020 года истец была исключена из числа участников подпрограммы в категории "инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства". Истец считает решение администрации Гайнского района незаконным, поскольку проживает с рождения по настоящее время в п. Серебрянска Гайнского района.
Решением Гайнского районного суда Пермского края от 17 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24 февраля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что Селезнева В.В. является инвалидом 3 группы, инвалидность с детства (л.д.50).
Согласно копии свидетельства о рождении серии VI-ВГ N 295439 от 26 ноября 1993 года следует, что Селезнева Валентина Валерьевна родилась "данные изъяты" года в п.Серебрянка Гайнского района Пермской области (л.д. 7).
Решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Гайнскому муниципальному району от 02 ноября 2016 года, семья Селезневой В.В. в составе 6 человек, категория "инвалиды" включена в соответствующий список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Учетное дело N 1647, дата подачи заявления 02 ноября 2016 года (л.д.51).
Решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Гайнскому муниципальному округу от 20 октября 2020 года, семья Селезневой В.В. снята с учета граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с несоответствием условию о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года (л.д.52).
На момент рождения Селезневой В.В, последняя и ее родители Селезнева М.Н. и Селезнев В.А. проживали в п. Серебрянка Гайнского района Пермской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что подтверждается справками о составе семьи в занимаемом жилом помещении (л.д.53, 54).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Селезневой В.В, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", исходил из того, что действующими нормативными правовыми актами предусматривается, что право на предоставление единовременной социальной выплаты распространяется на инвалидов с детства в случае их рождения в районах Крайнего Севера до 1 января 1992 года, однако, истец Селезнева В.В. родилась позднее этой даты, в связи с чем, право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в соответствии с вышеназванным законом, Селезнева В.В. не приобрела.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что исключение из очереди на получение жилищной субсидии является незаконным и ущемляет конституционные права, поскольку заявитель была принята на учет на получение жилья в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года до внесения изменений (20 июля 2020 года), то имеет право состоять на таком учете, так как в силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закон обратной силы не имеет, основанием для отмены судебных актов не являются.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
Статьей 1 указанного Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В редакции указанного закона, действующей на момент обращения истца положение в отношении инвалидов с детства было изложено следующим образом: "инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет".
Из системного толкования положений указанных выше правовых актов, следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение спорной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности - не позднее 1 января 1992 года, продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.
Расширение круга лиц указанных в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, имеющих право на жилищные субсидии, действующим законодательством не предусмотрено.
Норма абзац. 3 ч. 1 ст. 1 названного Федерального закона, закрепляющая право инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как это следует из ее содержания, находится в нормативном единстве с абзац. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона, предусматривающим, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, отвечающие следующим требованиям: прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.; имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий; не получавшие субсидий на эти цели.
Кроме того, согласно статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Федеральным законодателем установлены условия, которым должны соответствовать граждане, претендующие на получение жилищной субсидии.
Норма, предусматривающая возможность получения жилищной субсидии инвалидами с детства устанавливает обязательные требования как по времени рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - не позднее 1 января 1992 года, так и требование о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Таким образом, доводы жалобы о необходимости применения положений ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ (в редакции до 20 июля 2020 года) не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гайнского районного суда Пермского края от 17 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Селезневой Валентины Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.